Известный на Ямале краевед, этнограф и журналист Людмила Липатова выпустила книгу «Дороги и судьбы». В ней история проектирования и строительства железных дорог на Обском Севере. Она посвящена людям, которым волей или неволей довелось трудиться на строительстве железнодорожной магистрали Чум – Салехард – Надым – Игарка в период с 1947-го по 1955 год.
Письма о прошлом
– Существует же такая поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Иногда думаю, а как бы я вела себя, оказавшись в подобной ситуации. Честно говоря, не знаю. Наверное, плыла бы по воле обстоятельств. Тем радостнее было узнать, что многие из этих людей не теряли присутствия духа, не склонялись перед трудностями, не озлобились на всех и вся, а в особенности на страну, где им довелось родиться и жить.
В книге я попыталась рассказать о судьбах некоторых из них, об их восприятии событий того времени, – пишет Людмила Фёдоровна во вступительном слове «От автора».
Тема заинтересовала сотрудника музея имени Шемановского в 1988 году, как только она начала заниматься изучением истории края. Людмила Липатова – одна из первых инициаторов проведения экспедиции на участок железной дороги от Надыма до Салехарда, по результатам которой было собрано множество интересных экспонатов для будущей выставки по истории 501-й стройки.
– В то время были отправлены письма бывшим участникам строительства, адреса которых удалось узнать. Мы спрашивали, откуда и как человек попал на стройку, как сложилась его дальнейшая судьба, просили написать свои воспоминания о тех годах. Как правило, полученные письма были чрезвычайно интересны, – отмечает автор в очерке «Долгожданное письмо».
Одно из них пришло спустя десять лет и потрясло Людмилу Фёдоровну до глубины души: «Тяжело будоражить душу, так как много пережито в жизни. А написать надо, хотя бы ради людей, с которыми свела меня судьба…» – писала Надежда Афанасьевна, в девичестве Дериенко. Таких откровений, записей воспоминаний некоторых участников строительства железнодорожной магистрали, как заключённых, так и вольнонаёмных, в личном архиве историка и краеведа Людмилы Липатовой скопилось немалое количество.
Светлое в страшном…
Удивительно, но вместе с тяжкой участью репрессированных, невинно осуждённых по наветам и обвинениям в троцкизме на страницах книги повествуется о том, что живучей потребностью оставались культура и искусство. Присутствие и развитие этого направления оказалось возможным в том числе и благодаря тому, что среди участников стройки не по своей воле оказалось немало режиссёров, артистов, музыкантов, поэтов.
Написать одну из статей о бывшем заключённом, поэте Лазаре Шерешевском, а также расшифровать записи и подобрать фотографии автору книги помог сын Всеволод Липатов, тоже историк-краевед, корреспондент ТРК «Северный ветер».
Участь самих носителей культуры оставалась весьма незавидной. Вот строки воспоминаний самого Лазаря Шерешевского: «Я думал о положении нашем – артистов лагерного театра. Оно было по-своему уникальным. Если строители очень не хотели по утрам покидать неуютный, но тёплый барак и выходить с ломами, лопатами, кирками на мороз, на продуваемую всеми ветрами трассу, где конвой грелся у костра, а заключённые мёрзли и надрывались. То артисты стремились поскорее покинуть постылый барак и хоть под конвоем, но прийти в театр, где их ждала работа, которой они рады были отдаться как единственному светлому, что было в их страшной жизни».
Личные встречи со многими героями публикаций и очерков не только отразили новый взгляд на события, но и дополнили историческую правду о годах сталинского режима.
– Я записываю их воспоминания, и передо мной встают события, расцвеченные живыми яркими красками, – такими словами начинается рассказ о встречах с Иваном Мармановым. В судьбе этого удивительного человека, поэта, писателя, философа и романтика отразилась история страны. Он прошёл этапами политзаключённых 501-й стройки. Обретя после реабилитации вторую родину на Ямале, стал участником становления нефтегазового промысла в нашем округе. Он всю жизнь следовал заветам своей мамы: «Чтобы быть счастливым, надо любить свою работу, видеть вокруг себя во всём красоту и уметь прощать».
В завершение Людмила Фёдоровна напишет: « И я счастлива, что мне удалось хотя бы поговорить с ним, соприкоснуться с его судьбой, зарядиться его энергией и даже стать в чём-то сильнее и мудрее».
Выбора не было…
Работа над книгой длилась на протяжении двадцати лет. При её написании автор использовал не только письма, воспоминания и записи после личных встреч, а также материалы из фондов Государственного архива округа, МВК имени Шемановского, городского музея Лабытнанги, газетные и журнальные статьи. Очень интересной может оказаться для современников глава «Экспедиции в прошлое». Она иллюстрирована фотографиями оставшихся объектов 501-й стройки, сделанными участниками экспедиции 2009 года.
Людмила Фёдоровна Липатова – этнограф, краевед, журналист, автор книг «Дорогами кочевий», «И.С.Шемановский. Избранные труды», «20-й век глазами обдорян», «Сава луца» – хороший человек М.М.Броднев», «Зимогор», «Будем помнить всегда», «Легенды и были древнего Обдорского края», научных и научно-популярных публикаций.
Не приемля свой возраст по паспорту, она считает себя юным волонтёром, который заряжен энтузиазмом и полон новых идей.
Среди множества почётных званий Людмилы Фёдоровны – заслуженный работник культуры, почётный гражданин города Салехарда и ЯНАО, ветеран труда и ветеран Ямала, член Союза журналистов Ямала и России, член Союза писателей России. Награждена нагрудным ведомственным знаком «За достижения в культуре», медалью «За вклад в наследие народов России» и другими наградами.
Сама Людмила Липатова побывала на многих из них, как в экспедициях, так и в качестве гида у журналистов и различных экскурсионных групп, включая иностранные. Среди многих задаваемых вопросов один был от корреспондента телевидения Исландии: «Что было самым страшным в этих лагерях?» Она ответила: «Несвобода». И пояснила, что трудностей было немало и в период промышленного освоения края: ночевали в палатках, в сильные морозы волосы примерзали к подушке, летом – комары и мошки… Но тогда можно было просто отказаться и уехать в более тёплые и благополучные места. У заключённых выбора не было.
В архиве автора материалов ещё не на одну книгу. Если человеческие судьбы – это дороги, то они бесконечны… в нашей памяти, в памяти будущих поколений. Забыть невозможно, как не стронуть с места вагон времён той стройки, сквозь раму и разрушенную крышу которого проросла северная берёзка.