Поскользнулся, упал – гипс. И так каждую весну и осень: коварно обледеневшие ступеньки приводят многих салехардцев на больничную койку. Но всего этого можно избежать, Если посыпать ступеньки песком, прибить ковровые дорожки (по понятным причинам большинство выбирает второе). Но есть третье, правда, дороже, но значительно долговечнее и удобнее при использовании.
Бизнес – это непросто
В Салехарде появилось производство, перерабатывающее резину. Три года назад образовалось общество с ограниченной ответственностью, решившее очистить наш город от пришедших в негодность автомобильных покрышек, превратив их в довольно полезный продукт.
– Мы написали проект, направили его в департамент экономики ЯНАО и по результатам конкурса получили грант, – рассказывает о начале предпринимательского пути генеральный директор общества Татьяна Синицкая. – Первый грант небольшой, основные средства для создания компании внесли сами. Второй проект был направлен на развитие и внедрение дополнительных технологий, и тоже выиграли конкурс, но уже в департаменте по науке и инновациям. Сейчас пишем третий проект – мы не намерены останавливаться, хотелось бы развить производство до таких размеров, чтобы в городе и близлежащих населённых пунктах можно было перерабатывать старую резину и производить продукт, необходимый в строительстве, для создания травмобезопасных покрытий, засыпки футбольных полей и многого другого. Всё это возможно при той поддержке, которая предоставляется в автономном округе тем, кто хочет заниматься бизнесом.
– Татьяна, вы говорите о серьёзной государственной поддержке, и всё же, на что хватило грантовых денег?
– В первый раз погасили траты на 50 процентов. На второй грант купили всю запланированную технику и частично оплатили логистические расходы. И это была действительно серьёзная поддержка. Но если за два года мы не оправдаем заявленных в проекте обязательств, то полученные средства должны будем вернуть государству. При положительном исходе поддержка не подлежит возврату. Полной гарантии нет никогда, не факт, что нашу продукцию люди примут и будут её покупать. Оборудование может перестать работать. То есть риски существуют, и немалые.
– Но вы идёте на них.
– Конечно, а что делать, в бизнесе нет ничего простого. Прежде, чем за что-то взяться, необходимо провести мониторинг – где лучше приобрести оборудование, кто его поставляет, какие гарантии даёт, как оно работает. На его изготовление требуется 60 дней, на поставку – от трёх месяцев до полугода. И по дороге может случиться что угодно, а это дополнительная задержка. Не бывает, чтобы всё шло гладко, в итоге теряется месяц-другой, и уже нет тех результатов, которые ты ожидал. И сроки, заложенные в бизнес-проекте, нарушаются, а надо отчитываться, как он реализуется. Но государство и здесь помогает, предоставляя отсрочки при наличии обоснованных причин.
Красиво и долговечно
– В названии вашей компании частица «эко», насколько полно она себя оправдывает?
– Мы утилизируем резину, которая является отходом I – IV класса опасности. Она не разлагается, 700 лет никуда из земли не денется. Умные люди нашли выход из положения – перерабатывать, в частности, использованные автопокрышки. Это очень серьёзный процесс. Нужно отделить резину от текстиля, от металлокорда, от бортовой проволоки. Потом измельчить в несколько этапов: сначала на 50 – 60-сантиметровые фрагменты и так до самой мелкой миллиметровой фракции. И уже из полученной резиновой крошки совместно с полиуретановым связующим и цветовым пигментом создаётся травмобезопасное покрытие. Причём переработка происходит механическим способом, без какого-либо химического воздействия. Единственная опасность – пыль, от которой рабочие защищены респираторами и специальной одеждой.
Старую резину нам сдают организации, по закону её нельзя выбрасывать, она должна храниться отдельно на полигонах и ждать переработки. В Салехарде нет железной дороги, да и транспортировка отходов затратна. Поэтому надо развивать перерабатывающее производство на месте. К примеру, нефть считают чёрным золотом, старая покрышка, переработанная в резиновый гранулят, – не менее ценный продукт, где она только не используется: в строительстве, производстве асфальта, который выдерживает большие механические и температурные нагрузки и поэтому не разрушается за зиму – резина обладает скрепляющим свойством. Кроме того, из переработанной автопокрышки снова производят колёса, другие запчасти, шланги, подошву для обуви и т.д. Что делают в Европе с этим материалом, просто невероятно по объёмам и разнообразию.
– Но ваше производство пока не достигло таких масштабов, чем занимаетесь сегодня?
– Наша продукция сегодня – это плитка, брусчатка, бесшовное покрытие, одно из достоинств – шероховатая поверхность, обладающая отличным сцеплением с подошвой, поэтому абсолютно нескользкая. В зимнее время на ней происходит самоскалывание наледи. Что немаловажно – может выдерживать морозы до минус 70 градусов, как и такую же плюсовую температуру. Резиновое покрытие используют внутри помещения и на открытом воздухе. Срок – от пяти до 15 лет. Покрытие пристывает на любой поверхности в течение суток, через 24 часа можно смело по нему ходить. Оно может быть бесшовное и в виде плиток, ковриков. Плитки крепятся между собой просто, на песке, нет проблем с демонтажём. И прочная: по ней раза три проезжал 14-тонный гружёный КамАЗ – плитка, как новая. Вечного ничего нет, но она долговечная.
– Для благоустройства города это очень удобно – для дворов, детских и спортивных площадок...
– Не только удобно, ещё безопасно и красиво, ведь и плитки, и покрытия можно делать самых разных оттенков, цветовая гамма не ограничена, можно украсить город яркими дорожками, ступеньками и площадками, которые к тому же ещё и нескользкие, и прочные. В Салехарде немало объектов нуждаются в этом, в первую очередь социальные. Для таких нужд мы готовы сами выступать спонсорами и привлекать других участвовать в добрых делах, если это касается незащищённых категорий граждан. Мы хотим сделать наш город удобным, красивым, безопасным и чистым.