Спасибо изобретателю сотового телефона за возможность связаться с человеком в любой момент, и где бы он ни находился.
Шестого июля работники морского и речного флота отметят свой профессиональный праздник. Ямальские речники традиционно встретят его, неся трудовую вахту, – в это время на водных магистралях самый ответственный момент короткой северной навигации, и от их слаженной работы напрямую зависит жизнь земляков зимой. Чтобы ямальцам в холода было тепло и светло, необходимо топливо. Этим летом в районы с ограниченными сроками завоза грузов должно быть поставлено около 80 тысяч тонн нефтепродуктов, более 20 тысяч тонн каменного угля, свыше 6 тысяч кубометров дров. Доставить ресурсы в таком большом объёме можно только по воде.
Ветер, ветер, ты могуч!
В телефонной трубке что-то выло, свистело и стучало.
– У нас штормовое предупреждение, до 20 метров в секунду, – на другом конце мой собеседник повышает голос, силясь перекричать шум ветра.
«У нас» – это в Панаевске Ямальского района. Шкипер-механик плавкрана Салехардского речного порта Пётр Юрченко там уже несколько недель. Команда занята разгрузкой строительных материалов для нужд посёлка. Баржи из Тюмени идут одна за другой, не то, что передохнуть, подумать об отдыхе некогда.
– Горячая пора, работаем с 8 до 23 часов, – рассказывает Пётр Иванович, – и диспетчеры постоянно контролируют, подгоняют. Обидно, когда погода такая, как сегодня. Ведь грузовые операции с использованием плавкрана допускаются лишь при скорости ветра не более 12 метров в секунду. Но без дела не сидим, убираем помещения, где-то что-то ремонтируем, в общем, решаем хозяйственно-бытовые вопросы.
Погода действительно диктует. По словам шкипера-механика, им нередко, при работе в Тазовской губе, приходится взывать к небу, прося северного ветра. Суровый Борей гонит воду в сторону берега, её уровень поднимается, и тогда плавкран может подойти к причалам как можно ближе.
– Но в Антипаюту и Находку мы отправимся позже, будем там дрова разгружать, а до этого поработаем в Яр-Сале, Белоярске, домой на пару дней заглянем, своих навестим.
Только очень жди
Разлука, пожалуй, самое тяжёлое, что приходится переживать флотским и их родственникам. В минуты грусти, признаётся Пётр Иванович, душу греет мысль о том, что дома его с нетерпением ждут.
– У моего коллеги, он сам из Нижнего Новгорода, сынишке пять лет. Постоянно звонит: папа, я соскучился. А мне звонит внук, интересуется, как дела и когда же я, наконец, приеду, чтобы вместе покататься на велосипедах.
На ямальских водных артериях Пётр Юрченко с 1979 года. Северные речники, говорит, люди особой закалки, – погода непредсказуемая, реки капризные, и не каждому дано их полюбить. Но если уж случилось, то чувство это на всю жизнь.
– Наш крановщик сорок с лишним лет проработал на реке. Потом вышел на пенсию, но и года не прошло, как вернулся – не выдержал. Сам пришёл и сына привёл. Теперь наставляет его, кадры растит. Так что, да, если реку полюбил, то она тебя уже не отпустит, – соглашается Пётр Юрченко.