Бизнес-идеи всегда нужно искать рядом, в этом уверен Пётр Худи, предприниматель из Салехарда. Но вот их реализация – до финнов доведёт.
Зашёл издалека...
И вроде только присели. Разговор на вдохе прервал телефонный рингтон.
– Давайте встретимся! Где? В Аксарке? Хорошо, подъеду, – Пётр долго о чём-то договаривается. Кладёт трубку.
– Это новые клиенты, – поясняет предприниматель, – спрашивают, могу ли подвезти им товар.
На лице Петра Худи уверенная улыбка бизнесмена. Таких звонков за время интервью я насчитал четыре.
История предприимчивого ненца вроде и проста, но при ближайшем рассмотрении в ней можно разглядеть основные принципы построения бизнеса, которые работают на всех уровнях, и в частных лавочках, и в мировых корпорациях. Судите сами. В 2008 году безработный Пётр открывает своё ИП, занимается пока только одним – извозом населения – такси. Возможности развития подсказало Петру его прошлое. Часто оленеводы и хозяйственники среди коренных просили его достать то одно, то другое. Как говорят финансисты, вокруг Петра Худи образовалась «экономическая ниша» – свободный участок рынка товаров, который посулил нашему герою финансовый успех. Всё остальное сделали врождённая предпринимательская хватка и желание этим заниматься.
Сейчас в ассортименте предпринимателя более 30 видов товаров. Здесь полиэтилен низкого давления для нарт, кожа, печи для чумов... И никакой конкуренции. То есть Пётр неожиданно для себя оказался монополистом по обслуживанию оленеводческих хозяйств.
Объясняя востребованность товаров, он зашёл издалека, описав в воздухе круг:
– Наши арканы плетутся из кожи. Летом намокают, отчего тяжелеют, а когда высыхают – как проволока. Зимой от мороза они колом становятся. Это опасно для оленя, для их пантов. Я, конечно, не хочу сказать, что нужно менять наш аркан. Но есть другие варианты, более лёгкие и щадящие.
Финский нюанс
Пётр достал из сумки моток шнура. Но это на первый взгляд.
– Вот это финский аркан. Внутри капрон, а сверху он прорезинен. Потрогайте, он мягкий.
Трогаю. Соглашаюсь.
– Такие вещи стали очень востребованы, – продолжает предприниматель. – У меня постоянно на них идут заказы. Как и на нити из жил оленя. Там, за рубежом их делают, используя ноги животного. Поэтому такие нитки крепкие, – Пётр ставит на стол внушительный моток с восковым блеском. – Да и производят их в промышленных масштабах. В мотке – 1000 метров.
Вот тут-то и всплывает основной нюанс бизнеса Петра Худи. Все эти и другие товары производят саамы – коренной малочисленный народ Скандинавского полуострова.
– Я встречался с ними на разных мероприятиях оленеводов. И даже специально следил за такими датами, – ответил Пётр на мой удивлённый взгляд. – Конечно, языковой барьер мешает. Многие финны не знают саамского языка. Очень сложно договориться о поставках. Поэтому пришлось искать переводчиков. А потом вышел на специализированные сайты, где эти товары предлагаются. Правда, саамы не готовы пускать меня к производителю напрямую. Это их коммерческая тайна.
Помимо финских товаров в списке Петра есть отечественные. Прошедшие кризисы поубавили количество заводов. Но их развал дал жизнь частному производству, которое теперь встало на службу народным отраслям коренных народов.
– Недавно нашёл знакомых, которые выпустили небольшое количество колец для упряжки оленей. Их было 1000 штук. Я их заказал. Раскупили моментально. Поэтому заказал ещё. Вот так друг друга поддерживаем, – делится Пётр.
Предприниматель сам выезжает за товаром. Выбирает и по качеству, и по цене. Уже после развозит по оленеводческим хозяйствам Ямала на машинах и снегоходах.
Ничего личного
Чтобы развивать бизнес, для Петра все законные средства хороши. Заявки на товары ему присылают на электронную почту или сбрасывают на телефон. Оленеводы, узнавая о предприимчивом земляке, шлют письма с оказией. Всё хранится в специальной базе. Она пополняется двумя-тремя клиентами ежемесячно.
Чтобы развивать бизнес, нужно развивать себя, считает Пётр, поэтому при каждом удобном случае занимается самосовершенствованием. Участвует в общественных движениях и посещает обучающие бизнес-тренинги, откуда также выходит с новыми знаниями и клиентами. При содействии ГБУ «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера» предприниматель получил электронный ключ и стал полноправным участником муниципальных торгов.
На сегодняшнюю экономическую обстановку Пётр Худи смотрит философски. Говорит, выход есть из любой сложной ситуации. Нужно только научиться смотреть под другим углом. Поэтому решил активизировать работу с постоянными клиентами и добавить новые услуги.
Под конец разговора мой герой пожаловался – появились конкуренты. И теперь он должен пересмотреть свою ценовую политику и расширить ассортимент.
– Но это даже хорошо, – заключает Пётр, – конкуренция подстегивает к развитию. Это ж бизнес, ничего личного.