В середине апреля в Москве прошло первое заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики.
Многие идеи Главка по Северному морскому пути, который руководил в 30-е годы прошлого века социально-экономическим развитием высоких широт, теперь реанимированы в новом социально- экономическом и военном аспектах.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавивший комиссию, намерен утвердить план её работы на 2015 год. В президиум госкомиссии по вопросам развития Арктики вошли: глава МЧС Владимир Пучков, руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров, глава Росграницы Константин Бусыгин и руководители других ведомств – 26 человек. Спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров возглавит научно-экспертный совет комиссии.
В её составе сформируют восемь рабочих групп практически по всем направлениями современного развития Арктики: социально-экономическое, транспортная система, экологическая безопасность, международное сотрудничество, образование и наука, промышленность и технологии, энергетика, национальная безопасность.
Дмитрий Рогозин также отметил, что необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, касающиеся региона и, возможно, разработать отдельный закон об Арктике.
В течение месяца главы рабочих групп и советов должны утвердить планы работ на 2015 год. Собираться комиссия будет не реже раза в квартал, а заседания президиума комиссии будут проводить непосредственно в регионах Арктической зоны. Возможно, уже в этом году или начале следующего такое заседание пройдёт в Салехарде.
Для оперативного решения задач создадут центр поддержки, который будет работать, в том числе на условиях государственно-частного партнёрства. К 30 мая должны подготовить предложения по созданию базы данных об обстановке в Арктике.
Открывая заседание, Дмитрий Рогозин сказал, что задачей госкомиссии должна стать выработка предложений по выстраиванию единой «системы нормативно-правовых актов арктического макрорегиона». Поэтому Минэкономики и Минюсту поручено провести «анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения на территории арктической зоны РФ», а Минэкономики провести ревизию отраслевых программ, планов министерств, регионов и компаний для «консолидации финансовых средств на ключевых направлениях развития» Арктики. Минтрансу – доработать проект развития Северного морского пути.