Перспективы освоения высоких широт России увязывают в единое целое, объединяя этим и защиту нашей Арктики, и решение стратегических задач индустриального, транспортного, социального и иных направлений её освоения.
Дальнейшее развитие страны связано с использованием природных ресурсов высоких широт, общая стоимость которых оценивается примерно в тридцать триллионов долларов США. В Арктике залежи редкоземельных и драгоценных металлов, меди, алмазов, колоссальные запасы углеводородов, которые уже начинают осваивать. Свою роль в индустриальном балансе страны будут играть заводы по производству сжиженного газа, их строят на Ямале, на Сахалине. Естественно, в высоких широтах придётся наращивать и оборонный потенциал для защиты населения, транспортных коммуникаций, индустриального комплекса.
Поэтому Сергей Шойгу, министр обороны РФ, недавно сообщил, что одним из приоритетов развития Вооружённых сил в ближайшее время останется создание инфраструктуры в Арктике. Её ресурсы сконцентрируют на основных направлениях развития Вооружённых сил – среди них создание комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур, совершенствование аэродромной сети, внедрение передовых технологий.
Более детально и эту тему, и другие обсудили затем на заседании государственной комиссии по развитию Арктики под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На совещании рассмотрели господдержку развития транспорта, реализацию крупных инфраструктурных проектов, развитие бизнеса и туризма в Арктике. Президиум комиссии также изучил предложения субъектов РФ по реализации региональных проектов. В рамках сотрудничества Госкомиссии и Совета Федерации готовят необходимый Закон «Об Арктической зоне РФ».
Минэкономразвития представило материалы о выполнении стратегии развития Арктической зоны до 2020 года и предложения по государственной поддержке и экономическому стимулированию предпринимателей в Арктике. Кстати, недавно на совещании в Правительстве ЯНАО приняты меры поддержки бизнеса и товаропроизводителей.
Представители Министерства транспорта и Министерства труда рассказали об организации транспортной системы в регионе и обеспечении регионов и предприятий арктической зоны трудовыми ресурсами. При обсуждении транспортной системы обслуживания Арктики отметили необходимость продолжить работу по расширению транспортной доступности макрорегиона, увязав в одну систему все виды транспортного сообщения – морского, речного, железнодорожного, авиационного, автомобильного. Серьёзную роль в развитии транспортных коммуникаций в регионе сыграют строительство железных дорог Салехард – Игарка, Полуночная – Обская, шоссейной дороги Надым – Салехард, модернизация и строительство речных портов на Оби и Енисее.
Комиссия обсудила перспективы освоения месторождений полезных ископаемых и строительство в высоких широтах городов и посёлков. По итогам работы решено создать комплексную модель развития арктической индустриальной и транспортной систем и сформировать информационный банк перспективных инвестиционных проектов.
Особое место в освоении Арктики, как и ранее, занимают морские коммуникации. Поэтому в День ВМФ страны Президент РФ Владимир Путин утвердил обновлённую Морскую доктрину государства, в которой закреплены шесть направлений – Атлантика, Арктика, Тихий и Индийский океаны, Каспий и Антарктида. Особый акцент сделан на атлантическое и арктическое направления. Для Ямала особую роль играет арктическое направление, коснувшись которого Владимир Путин отметил:
– Россия уже не первый год наращивает своё присутствие в Арктике. Это рост значения Северного морского пути. Арктика для нас – это свободный выход в Атлантический и Тихий океаны, не ограниченный ничем. И конечно, само богатство континентального шельфа, которое требует внимательного отношения к разработке.
Президента проинформировали о заседании Госкомиссии, о том, что серьёзным шагом к обустройству Арктики остаётся развитие инфраструктуры Северного морского пути, обеспечение трассы ледокольным флотом нового поколения. И уже строят атомные ледоколы большой мощности, сдачу кораблей планируют в 2017 – 2020 годах.
Формирование новых директивных документов и программ по освоению Арктики имеют непосредственное отношение к Ямало-Ненецкому автономному округу, территория которого находится в Арктической зоне, примыкая к Северному Ледовитому океану. В индустриальном развитии Ямала большую роль играет деятельность Северного морского пути. В регионе действовали порты, ориентированные на эту трассу, это Лабытнангский порт, порты в Ямбурге, Салехарде, на севере полуострова Ямал. Через них шло освоение нефтегазовых строек Ямала.
Одним из последних крупных морских событий на трассе стал поход в 1995 году атомной подводной лодки Северного флота на Харасавэй. После «забытья» конца минувшего века резко активизировалась индустриально-морская деятельность в зоне региона. Это обустройство порта Сабетта, освоение месторождений на полуострове Ямал – это Южно-Тамбейское, Новопортовское Бованенковское, Харасавэйское и другие, ведение геологоразведочных работ на шельфе Карского моря и Обской губы, ряд других исследований. Эти работы развивают транспортные магистрали в Арктике: уже действует аэропорты в Бованенково и Сабетте, достраивают мост через реку Надым. Формируют в регионе и другие проекты, в итоге Ямал и Салехард станут крупными многофункциональными портами для дальнейшего этапа индустриализации Арктики.