В Салехарде провели совещания министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской и министр транспорта РФ Максим Соколов.
Планомерное изучение недр
Разговор состоялся в рамках работы государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Геологи обсудили ситуацию в отрасли. Большая часть изучения недр отдана компаниям, где прогнозируют снижение объёмов геологоразведки. Министр отметил дисбаланс в объёмах лицензий на поисковый этап и геологоразведку. На первоначальной стадии выдаётся больше лицензий, чем на геологоразведку на выходе. Между тем профессионалы геологоразведочной отрасли считают крайне необходимым возвращение как к государственному планированию геологического изучения недр России, так и частичному государственному финансированию сферы, которая обеспечивает экономику России. Так, в поддержку государственного развития ГГР высказался Иосиф Левинзон, авторитетный геолог, много лет отдавший Ямалу. Однозначно за государственную поддержку отрасли и Юлия Чеботарёва, директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса ЯНАО. Так, геологической доразведки требует уникальное по запасам Крузенштерновское месторождение, где открыто 11 залежей газа и конденсата, в зоне полуострова Ямал.
В своё время именно государственная геология как отрасль народного хозяйства страны позволила сделать на Ямале выдающиеся геологические открытия, создать здесь крупнейший нефтегазодобывающий комплекс. В настоящее время благодаря ещё наследию советских геологов в округе существует высокий прогнозный потенциал ресурсов недр – это более 35 трлн кубометров газа и около 8 млрд тонн жидких углеводородов. При этом за всё время разработки недр индустриальное освоение начальных запасов составляет: по газу 11%, по нефти 5%, по конденсату всего 2%! Но и этот огромный потенциал можно значительно увеличить даже без выхода на акваторию Карского моря, только за счёт исследования недр суши, так как степень изученности недр нашего региона составляет около 30%. И дальнейшие исследования могут принести месторождения-гиганты, подобные Уренгойскому или Бованенковскому.
Сергей Донской отметил, что последние изменения в федеральном законодательстве позволяют мотивировать компании недропользователей к проведению начальных стадий изыскательских работ. Подводя итог, министр подчеркнул важность механизмов снижения административных барьеров, обеспечения доступа к проведению геологоразведки для различных компаний. Так, в последнее десятилетие в ЯНАО наметилась тенденция к сокращению числа основных геологических исследований, это усугубляется и чрезвычайно слабой продуктивностью поисковых скважин и необоснованным финансовым обременением выставленных на аукцион участков недр в виде разовых платежей. Как заметил Дмитрий Кобылкин, нефтегазовый комплекс является основным и безальтернативным источником формирования валового регионального продукта и доходной части бюджета региона и России. Поэтому Ямал предлагает поддержать геологию снижением государственной ставки разового взноса при выходе недропользователей.
По мосту – на Север
Участники заседания обсудили и вопросы развития железнодорожной сети Арктической зоны. Проекты представили ЯНАО, Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Мурманская и Архангельская области. С докладами о реализации проекта «Северный широтный ход» выступили временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, генеральный директор федерального учреждения «Ространсмодернизация» Илья Гудков.
Как отметил Дмитрий Кобылкин, от своевременного формирования транспортной сети Арктики в азиатской части России зависит реализация ресурсного потенциала Ямала и Западной и Восточной Сибири, развитие экономики ряда регионов страны. По словам Александра Мишарина, важно подтверждение в федеральной целевой программе наличия финансирования моста через Обь. Собственно, мост через неё – это сердце проекта освоения Западной и Восточной Сибири. И по прогнозам, 60 млрд рублей государственных инвестиций позволят привлечь к строительству моста до 300 млрд рублей дополнительных средств. Ямал, где уже создан индустриальный задел, готов к транспортному рывку на Север.
– Мы готовы доложить Правительству РФ о готовности проекта. Мы утвердили его финансово-экономическую модель. Нужно, чтобы наши решения нашли отражение не только в государственной программе развития транспортной системы, федеральной целевой программе, но и бюджете РФ на ближайшую перспективу. Только в этом случае проект может быть реализован, – заявил министр транспорта Максим Соколов.
А реализация проекта, кроме того, позволит провести качественную реконструкцию линии Тюмень – Новый Уренгой, часть участков которой работает по временной пусковой схеме.
– Проект сложный, должны быть определённые гарантии государства. Мы получили резолюцию главы государства о том, что проект для страны важен, – однозначно высказался Дмитрий Кобылкин.
На совещании обсудили проектирование железнодорожной линии Обская – Бованенково – Сабетта, что позволит в зоне Ямала связать Северный морской путь и сухопутные магистрали, обеспечив вывоз нефти Новопортовского месторождения, открыв доступ к Харасавэю и другим залежам углеводородов зоны Ямала и Гыдана. Большое внимание уделили и опорной транспортной системе в Арктике – Северному морскому пути.