наверх

Её назвали Нови Порт

«ПК» № от 21 января 2016
Её назвали Нови Порт

В акватории Обской губы, в районе посёлка Мыс Каменный, ООО «Газпром нефть-Ямал» завершает монтаж конструкции и комплексные испытания арктического терминала для круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения.

Залежи углеводородов у посёлка Новый Порт – одни из крупнейших на полуострове Ямал – открыты в 1964 году, но из-за сложных климатических и транспортных условий их освоение началось только в XXI веке. Запасы составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, более 320 млрд кубометров газа. Сорт «чёрного золота» получил название Novy Port, это лёгкая нефть с низким содержанием серы. 

При обустройстве месторождения выбран вариант транспортировки сырья по Северному морскому пути на рынки Западной Европы. По­этому добытую нефть доставляют в район Мыса Каменного на терминал. Аналогичных конструкций в России действует четыре, но лишь арктический терминал расположен за Полярным кругом в пресных водах с большими массивами льда, толщина которого достигает 2,5 метра, а температура там – до минус 50 градусов.

За основу сооружения взяты существующие конструкции, но, учитывая гидрометеорологические наблюдения в районе Мыса Каменного, анализ данных научно-исследовательских институтов, её решено усовершенствовать. Для противостояния ледовым нагрузкам в терминале введён ледовый конус – своеобразный ледоруб. До 90 метров увеличена длина свай основания, внесены другие конструктивные изменения. 

К месту установки терминал доставлен из Объединённых Арабских Эмиратов крупнотоннажным судном Korex-2, а протяжённость маршрута превысила 16 тысяч километров. Монтажные работы по установке терминала, общая высота которого 80 метров (над водой 61), а вес около 4 тысяч тонн проводили с одного из крупнейших в мире крановых судов «Олег Страшнов». В акватории Обской губы, на расстоянии около четырёх километров от берега, где установлен терминал, монтажники и моряки провели уникальную операцию сборки сложной конструкции в кратчайшие сроки полярной навигации.

Для отгрузки нефти с арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10 километров, резервуарный парк, насосные станции с системой защиты от гидроударов, которая сводит к минимуму вероятность нарушения герметичности трубопровода. Кроме того, для дополнительной защиты подводный участок трубопровода изготовлен из специальной стали толщиной 18 мм и обетонирован.

Строительство объекта ведут в соответствии с требованиями безопасности и природоохранного законодательства. Утверждённая технологическая схема обеспечивает «нулевой сброс» загрязняющих веществ в акваторию Обской губы, а инженерно-технические решения обеспечивают надёжную работу в условиях Крайнего Севера. Команды на арктическом терминале не будет – управлять работой оборудования будут с судов обеспечения. В их задачи войдёт и проводка танкеров ледового класса от порта Сабетта до Мыса Каменного, и швартовка к терминалу. Порт сможет принимать танкеры ледового класса Arc6 с максимальной полезной грузоподъёмностью до 55 тысяч тонн. Танкеры вывезут нефть в Мурманск с дальнейшей перевалкой через рейдовый терминал для транспортировки в Роттердам. Отгрузка нефти в танкеры пройдёт под контролем наземных служб, аварийно-спасательных групп и экипажей ледокольных судов обеспечения. 

В начале 2016 года зимнюю партию нефти – около четырнадцати тысяч тонн – в Мурманск доставит танкер Мурманского морского пароходства «Индига». Перевалку нефти на борт иностранного танкера проведут на рейдовом комплексе в Кольском заливе. 

Представители компании «Газпром нефть-Ямал» отмечают, что монтаж и сдача в эксплуатацию арктического терминала – ключевой шаг к круглогодичной отгрузке нефти сорта Novy Port потребителям. Компания планирует увеличить в 2016 году объёмы поставок этой нефти до уровня свыше 2 млн тонн, а к 2017 году добывать более 4 млн тонн. 

Таким образом, в 2016 году на Ямале начнёт действовать новая и самая северная нефтяная провинция, уникальная по условиям эксплуатации, инфраструктуре и транспорту. 

Фото:из архива Юрия МОРОЗОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт