Развитие Севморпути – стартовая площадка для сотни проектов, нацеленных в завтрашний день.
По этому поводу на Петербургском экономическом форуме с докладом выступил Иван Фролов, директор Арктического и Антарктического НИИ. Он подробно рассказал, что на пространстве от Карского до Чукотского морей с участием института реализуются сотни проектов, от которых зависит будущее Арктики, а значит, и России. Их значительная часть связана с развитием Севморпути – кратчайшего транспортного коридора между Европой и Дальним Востоком.
В 2015 году по трассе СМП доставлено порядка шести миллионов тонн грузов, а к 2020-му грузопоток увеличится в пять-шесть раз. Для этого необходимо, чтобы транспортный конвейер работал, как часы, и полярные караваны следовали с точностью курьерских поездов. Поэтому Фролов считает необходимым привести действия арктических служб к общему знаменателю, выработать согласованный алгоритм. То есть координировать все перемещения по Севморпути из одного центра – администрации СМП, снабжённой подробными электронными картами ледовой обстановки, где видно, как удобнее преодолевать или обходить отдельные препятствия. Это даёт возможность на наиболее сложных участках трассы расставлять ледоколы, которые обеспечат беспроблемную проводку.
Но флот пока обновляется куда медленнее, чем требует время. Хотя на восстановление парка ледоколов уже обратили внимание. И новые дизель-электроходы, построенные на судостроительных заводах, пришлись кстати. Адмиралтейские верфи создали для военно-морского флота первый сверхманёвренный ледокол, который способен преодолевать полутораметровые льды. Он может находиться в море почти два месяца, проходя девять тысяч миль, то есть всю трассу Севморпути. А со стапелей Балтийского завода сошёл крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика», который преодолеет даже трёхметровые льды. Его корпус выполнен двухосадочным, чтобы проводить караваны в открытом море и на мелководье, в устьях рек. Например, при обслуживании порта Сабетта, где запускают комплекс по производству сжиженного газа.
Кроме того, требуются газовозы ледового класса, сухогрузы, танкеры, контейнеровозы – основные рабочие лошадки трансконтинентальных перевозок. Поэтому при освоении высоких широт, считает Иван Фролов, не обойтись без привлечения инвестиций, как на постройку флота, так и для разработки полезных ископаемых. В этих целях вместе с крупнейшими российскими компаниями, такими, как «Газпром», «Роснефть», «НОВАТЭК», в регионе работают западные партнёры. А учёные контролируют производственную деятельность за Полярным кругом, её соответствие жёстким экологическим нормам, чтобы не навредить северной природе. Поэтому все участники «арктического рынка» тратят необходимые средства на научную проработку проектов.
Будучи «кузницей погоды», Арктика реагирует на изменения климата. Из-за таяния льдов бывает трудно выбрать ледовое поле для размещения дрейфующей научной станции. Поэтому на повестке дня, особо выделил Иван Фролов, создание специализированного судна с соответствующими лабораториями, техникой, вертолётной площадкой, жилищно-бытовыми и складскими блоками, которое можно «вморозить» в лёд, чтобы эффективнее, удобнее и безопаснее вести исследования. Учёный надеется, что разработка проекта подобного научного ковчега оживится уже в будущем году.
Развитие Заполярья как стратегического региона невозможно без надёжной защиты. В последние годы Арктическая группировка Вооружённых Сил России укрепляется, возрождают военные базы, а отработка учебно-боевых задач идёт в непрерывном режиме. Институт обеспечивает армию и ВМФ навигационной информацией, содействует в подвозе грузов, в его доставке на необорудованный берег. Завершая выступление, Иван Фролов подчеркнул, что «политическая воля на оживление Заполярья объявлена. А развитие Арктического региона – задача капиталоёмкая, но стратегически необходимая для страны».