История первого горнопромышленного предприятия на Полярном Урале.
Ей посвящена очередная выставка проекта «Экспозиционный дебют» в МВК имени Шемановского, на которой представлены предметы, собранные сотрудниками отдела естественной истории в ходе экспедиции в 2012 году на Харбейское месторождение.
– Харбейский рудник проработал недолго – с 1951 по 1953 годы, но для его создания и работы были предприняты огромные усилия. Труднопроходимая горная территория находилась на большом удалении от дорог и баз, первое время использовался только гужевой транспорт. В суровых условиях Севера люди жили сначала в палатках и землянках, – рассказывает Галина Карзанова, старший научный сотрудник отдела естественной истории музея имени Шемановского.
Кстати, она сама была в составе той экспедиции, в работе которой по приглашению участвовали геологи, в том числе и известный на Ямале геолог Игорь Перминов. Им предстала картина полнейшего разрушения, и трудно было отыскать какие-либо предметы и свидетельства былого величия.
Самый первый
Этот уникальный геологический объект с богатыми по содержанию молибденовыми рудами и крупными выделениями молибденита не случайно оказался в центре внимания главного музея Ямала. На территории Полярного Урала это месторождение является самым первым рудным объектом, вовлечённым в промышленную обработку. Месторождение вольфрам-молибденовых руд в верховьях реки Большой Харбей было открыто в 1944 году репрессированными геологами Георгием Софроновым и Анатолием Блохиным.
В то время металлургическая промышленность остро нуждалась в поставках молибденового концентрата: он был необходим для получения высокопрочных сталей в танкостроении. Страна создавала ядерный щит и укрепляла свою обороноспособность.
Однако освоение Харбейского молебденитового месторождения затянулось в связи с полным отсутствием транспортных коммуникаций (железнодорожная ветка Сейда – Лабытнанги была построена в 1948 году) и было связано с трагическим периодом в истории СССР – послевоенные репрессии захлестнули страну, остро ощущалась нехватка вольнонаёмных кадров.
В начале марта 1947 года при комбинате «Воркутуголь» организована Полярно-Уральская геологоразведочная экспедиция. База геологов расположилась недалеко от ст. Полярный Урал, куда дошли строители железной дороги, оттуда шла только гужевая дорога. Административным центром и главной базой снабжения являлся город Воркута, оттуда по бездорожью и пошли на Харбей гужевые и тракторные, на основе С-80, обозы. Едва заканчивалась полярная ночь, по этому же маршруту начинали летать самолёты У-2.
Кирка да лопата
Чтобы обеспечить работу экспедиции, на Харбейском месторождении был создан Особый лагерный пункт (ОЛП-57) «Воркуталаг». Рабочий и технический персонал пополнялся за счёт лагерей 501-й стройки железной дороги Салехард – Игарка. Силами заключённых строились автодороги, мосты, линии электропередачи. Эти и другие объекты возводились в неимоверно тяжелейших условиях сурового климата Крайнего Севера. За годы эксплуатации Харбейского рудника их труд использовался для обустройства разведочных канав и расчисток, всего было пройдено около 34 тысяч кубических метров: и это в каменистом грунте, а главными орудиями труда были лопата, кирка и тачка.
Посетителям выставки как раз предоставляется возможность своими глазами увидеть орудия труда, которые стали находкой для участников экспедиции: разного вида лопаты, двустороннее кайло, тяжеловесные и проржавевшие пробойники, смятая бадья, с помощью которой руда из шахты поднималась на поверхность. Многие инструменты оказались самодельными, так как для работы их не хватало.
Не глядя на статус
В 1951 году на Харбее была построена и введена в эксплуатацию первая и единственная на Полярном Урале опытная обогатительная фабрика. Из сохранившихся отдельных деталей от её деятельности среди экспонатов можно увидеть шары для разбивки руды. Для многих остаётся непонятным, как из камня получается руда. Поэтому на стендах выставки представлена Технологическая схема работы фабрики, которую подготовил Игорь Перминов.
Что не может не восхищать сегодня: на месторождении были построены современные для того времени технические сооружения, оснащённые новейшим горнодобывающим оборудованием. Харбейский рудник с его сохранившимися горнотехническими и горно-добычной техникой конца 40-х – начала 50-х гг. ХХ столетия мог бы служить своеобразной технической выставкой под открытым небом, отражающей научно-технический уровень горнодобывающей промышленности того времени.
От былого величия на склоне горы остались только остовы нескольких зданий и груды металла. Исследуя развалины, сегодня можно лишь поражаться самоотверженности советского человека: и заключённого, и вольнонаёмного, которые в одной связке затаскивали оборудование на сотни метров вверх по каменистому склону. В этих неимоверно тяжёлых условиях разницы в социальном статусе, скорее всего, не было – ведь Родине нужен был металл. Испытывая тяжелейшую нужду и трудности быта, они давали его стране. Ещё одно свидетельство из прошлого – потерявший былую форму ботинок, зашитый проволокой в нескольких местах.
Вагонетка к юбилею
В период с конца 1951 по 1953 год на фабрике было переработано 36 тысяч тонн руды и получено около 35 тонн молибденовых концентратов.
В 1954 году геологоразведочные и эксплуатационные работы на Харбейском месторождении были приостановлены в связи с освобождением политзаключённых после смерти Сталина, изменением конъюнктуры на молибден на мировых рынках и поставками дешёвой руды из Китая. Месторождение было поставлено на сухую консервацию, затем все горные выработки затопило водой.
Следует отметить, что этот выставочный проект посвящён 110-летнему юбилею МВК имени Шемановского. Какое юбилейное торжество без сюрпризов! Среди ожидаемых экспонатов – самая настоящая вагонетка с того самого знаменитого рудника. Этот ценный экспонат весом больше полутонны обещал доставить геолог по жизни и романтик в душе Игорь Перминов. Им создан отдельный сайт для всех, кого интересует более подробная история уникального Харбейского рудника.