САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вице-премьер Дмитрий Рогозин проведёт заседание государственной комиссии по развитию Арктики. На заседании обсудят перспективы создания в Арктике современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, энергетическую безопасность арктических регионов, ход работ по установлению внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.
В заседании примут участие руководители федеральных органов исполнительной власти, главы арктических регионов РФ, представители бизнеса и научных организаций. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин входит в состав этого координационного органа.
Предыдущее заседание госкомиссии состоялось в Сабетте. Открывая совещание, Дмитрий Рогозин назвал проект «Ямал СПГ» «не просто масштабным – грандиозным, фактически уникальным в мировой практике». По словам Рогозина, в Сабетте виден «магнетизм» арктических проектов – и что «именно здесь будет сформирована ключевая зона Арктики».
МОСКВА. Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша в интервью изданию «Известия.Ru» отметил потенциал Севморпути, его конкуренцию с железной дорогой и перспективы ледокольного флота. По его словам, грузопоток по Северному морскому пути (СМП) по итогам 2016 года составил 7,5 млн. тонн и впервые за несколько десятков лет превысил максимальный показатель, установленный в восьмидесятые годы прошлого века.
А теперь СМП с вступлением в фазу активной эксплуатации крупнейших национальных арктических углеводородных проектов даёт возможность доставки российской арктической продукции напрямую заказчикам в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, где цены на углеводороды значительно выше, чем на европейском рынке. Первейший пример – проект «Ямал СПГ», более 90 процентов продукции которого законтрактовано как раз азиатским покупателям. Если говорить об альтернативе, то для реализуемых непосредственно в пределах СМП проектов её, в принципе, нет, так как они в большинстве своём ориентированы на морской экспорт продукции – а это порядка 40 млн тонн груза в год к 2024 году. С точки зрения транзитной доставки грузов по СМП как между российскими, так и между иностранными портами это серьёзная и выгодная альтернатива во многом перегруженной железной дороге.
Максимальный грузопоток по СМП в восьмидесятые годы прошлого столетия составил 6,5 млн тонн в год. Понадобилось порядка 30 лет, чтобы превысить этот показатель и выйти по итогам 2016 года на 7,5 млн тонн. Показатели Северного морского пути наглядно отражают изменения в общем состоянии экономики государства. Реализуемые национальные арктические проекты к 2024 году выйдут на совокупный показатель 40 млн тонн. Опираясь на оценки экспертов, а также на намерения крупных российских компаний и предварительные переговоры с ключевыми игроками, ожидается рост грузопотока по СМП к 2029 году до 80 млн тонн. В основном это будут сжиженный природный газ, сырая нефть, уголь и металлы. То есть, получается, что с точки зрения одной только перевозки грузов СМП в настоящий момент используется на 10 процентов.
Ключевым элементом инфраструктуры СМП является атомный ледокольный флот. По расчётам и на основании заключённых долгосрочных контрактов, заявленный грузопоток в 40 млн тонн можно обеспечить четырьмя атомными ледоколами, а для грузопотока в 80 млн тонн нужно восемь атомных ледоколов, включая атомный ледокол-лидер. В настоящий момент круглогодичная навигация по СМП реализована только в западном его секторе, в восточном секторе навигация возможна только в летне-осенний период, когда ледовый покров и толщина льда минимальны. Но именно отсутствие круглогодичной навигации препятствует выполнению одной из важнейших задач СМП – круглогодичной доставке российской арктической продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
АРХАНГЕЛЬСК. От его причала вышло в рейс научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». Его экипаж завезёт запасы продовольствия, горюче-смазочных материалов и других материалов на станции Мурманского и Северного управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенные на побережье и островах Белого, Баренцевого и Карского морей. Судно также доставит материалы и бригады рабочих для ремонта служебных зданий морских гидрометеостанций «Северный Колгуев», «Индига», «Канин Нос».
На борту находятся специалисты-гидрографы из Санкт-Петербурга, общества «Заполярная» из Амдермы, Научного центра изучения Арктики из Салехарда, съёмочная группа московской кинокомпании «Мастерская». По пути следования судна операторы будут снимать документальный фильм «Северный морской путь. Большая история». Возвращение судна в Архангельск планируется в середине августа.