наверх

Экология Арктики выходит из тени

«ПК» № от 19 октября 2017
Экология Арктики выходит из тени

В номере «ПК» №41 от 12.10.2017 г. автор материала «Экологический модерн» затронул тему экологического законодательства. Сегодня – её продолжение.

В Салехарде законодатели северных территорий России обсудили опыт и перспективы создания и реализации современного экологического законодательства.

Веское слово

На совещание съехались представители власти северных субъектов РФ, что стало шагом в формировании Арктической политики России «снизу» от её субъектов. Открывая совещание, Игорь Холманских, полпред президента РФ в УрФО, отмечал, что Россия – северная страна, большая часть её находится в зоне вечной мерзлоты. Географически полностью или частично относятся к северным районам территории 24 субъектов Российской Федерации. Северные регионы занимают около 70 процентов её территории, где проживает около 17 процентов населения страны. Эти территории играют ключевую роль в национальной экономике России. Здесь основные запасы углеводородного сырья и минерально-сырьевых ресурсов. Здесь производится добыча основной части сырья ТЭКа, горнорудной промышленности, лесной и рыбной продукции. Здесь живёт часть коренных народов Севера.

Сегодня о необходимости совместной работы в условиях поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития говорит президент Российской Федерации Владимир Путин. На встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании РФ он отметил, что от законодателей регионов требуется внимательное отношение к природоохранной тематике и тесное взаимодействие со структурами гражданского общества и деловыми объединениями. Холманских говорил о важности соблюдения экологических норм при решении социально-экологических задач на Севере. «Законодательная база в этой сфере нуждается в совершенствовании и развитии. В этой работе, наряду с федеральными законодателями, своё веское слово должны сказать и региональные». Председатель Заксобрания ЯНАО Сергей Ямкин, обращаясь к коллегам, поблагодарил их за поддержку ямальских законодательных инициатив на федеральном уровне, которые обрели статус закона. Он напомнил, что десять лет назад руководители законодательных органов 24 субъектов Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве.

Отходы – куда их деть?

Деловая часть совещания начата видео­обращением председателя комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды Ольги Тимофеевой. Она акцентировала внимание на необходимости обратной связи законодателей всех уровней. Инвентаризация российского законодательства  показала огромный пласт проблем и выявила новые сферы регулирования в природопользовании, экологии, которые не регламентирует никто. Кроме того, отметила она, экология находится и под прессом бизнеса, и необходимо определиться, что важнее: налоги от бизнеса за испорченную природу или чистые воздух, вода, лес? Арктика долгое время была на задворках, настало время поднять её проблемы. Поэтому «2017 год должен стать драйвером, – продолжила она, – когда мы прописываем себе планы на будущее. Мы готовы помогать вам донастраивать законодательство, чтобы потом мы могли сказать: «2017 год – Год экологии – прошёл не зря».

В ходе совещания выделены актуальные темы в сфере защиты природы. На первом месте находится проблема мусора и свалок бытовых производственных отходов. За предшествующее столетие в ряде районов: Карелия, Иркутская область, Красноярский край, Республика Коми, Архангельская область и другие регионы, где развита лесоперерабатывающая промышленность, накопились «Эвересты» отходов. Теперь создают производства по переработке щепы и древесной стружки столетий. В этих регионах также актуальны вопросы сохранения лесных массивов – поставщиков кислорода. Так, в Архангельской области запасы древесины – 2,6 миллиарда кубов! Здесь, как и в Республике Коми, приняты законы по охране леса. Глава Архангельской области рассказал о реализации ряда законов по работе с отходами в пилотном регионе. Для Ямала эти проблемы не характерны как для моноструктурного региона, здесь по промышленным отходам доминируют предприятия нефтегазодобывающего комплекса. Его предприятия внедряют технологии ликвидации производственных отходов. Среди них – закачка обратно в пласт, хранение на специальных полигонах для переработки. Но в целом хранение любых отходов на полигонах, считают законодатели, является тупиковым. Он ведёт к изъятию из хозяйственного оборота земельных участков и заражению грунтовых вод, а через них – и открытых водоёмов. Законодатели предложили ряд инициатив по совершенствованию этой деятельности. В части работы с отходами НГК проблемы у Республики Коми, Ямала, Ненецкого округа, ХМАО достаточно однотипны. Но способы решения различны и определяются как договорными отношениями с предприятиями ТЭК, так и бюджетом регионов. Эксперты сошлись во мнении, что в тундре мусор нельзя просто закапывать в землю: мерзлота выдавит его на поверхность. Ещё момент: прописано, как быть с твёрдыми отходами, но нет нормативов по жидким и биологическим, поэтому предложено дать права на их создание муниципальным образованиям.

Многосторонний опыт Якутии

Содержательным было выступление Александра Жаркова, председателя государственного собрания Республики Саха (Якутия). Он предложил активнее работать по проблемам вечной мерзлоты, что уже начато на Ямале. На мерзлоте стоят производственные мощности, но её научные исследования отстают от потребностей и экологии, и промышленности. Строительство нефтегазопроводов, разработка угольных карьеров и городов находится в этой зоне, которая может преподнести сюрпризы. Коснувшись нормативной работы по охране природы, Жарков рассказал, что в республике принят Экологический кодекс, разработана и принята Экологическая доктрина, принят закон об экологическом образовании. Такие же документы он порекомендовал разработать как общие для северных регионов с учётом их специфики. И в итоге республика выходит на уровень оценки соответствия промышленных предприятий Экологической доктрины. В республике действует Закон об этнологической экспертизе, он определяет настоящие и будущие убытки, которые понесут представители КМНС от индустриального освоения, и ряд общин уже получили крупные суммы компенсации. А на федеральном уровне рассматривается возможность внесения этнологической экспертизы в федеральное законодательство.

Жарков рассказал, что в Дальневосточном федеральном округе 12 субъектов Федерации объединились и разработали вариант Закона «О Вечной мерзлоте», который представили в ГД РФ. Жарков предложил участникам совещания поддержать инициативу и сделать Федеральный закон по мерзлоте, так как в её зоне расположена значительная часть территории России. Сергей Меньшиков, генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым», представил опыт работы предприятия на вечной мерзлоте при освоении месторождений газа на полуострове Ямал с использованием передовых технологий.

Арктика и Крайний Север – что это?

Выступление Жаркова и других поддержал Владимир Косов, заместитель председателя Госсовета Республики Коми. Отметив общее для регионов по лесам и мерзлоте, он поставил серьёзный вопрос: «Чем в нормативном плане отличаются Арктические территории от ранее обозначенных районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий?». Между тем от этой неопределённости и размытости понятий – Арктика и Крайний Север – существует разница, например, в штрафах за нарушение экологического законодательства и большая социально-политическая путаница во многих областях. Границу Арктики определяют по одним критериям, границы Крайнего Севера  по другим, границы вечной мерзлоты по третьим, в результате – нет четкого нормативного определения, что есть что. Александр Гаврилюк, первый заместитель директора ДПР ЯНАО, сразу отметил это, представив на карте РФ «серую» зону, это побережье Северного Ледовитого океана километров на 200 – 300 в глубину. Но! Именно по этой зоне, которая непонятно к чему относится, к Арктике или Крайнему Северу, нет природо­охранных документов РФ и нет возможности рассчитать ущерб! Поэтому необходима унификация системы охраны природы. И сделать это могут сами законодатели северных субъектов РФ. Так, сегодня, отметил Михаил Винокуров, директор НИИ Экотоксикологии ФГБОУ ВПО «Уральский лесотехнический университет», экологические нормативы одинаковы для городов Сочи и Салехард, которые расположены в различных климатических зонах. Поэтому необходимо введение либо региональных стандартов и нормативов по охране природы, либо надо добиваться градации федеральных нормативов. В любом случае необходимы стандарты, учитывающие особенности территорий Арктики – Крайнего Севера. Он также отметил необходимость экологического планирования – комплексной оценки окружающей среды, что даёт возможность определить принципы освоения, оценку рисков и накопленный экологический вред. Такая работа выполнена департаментом науки ЯНАО по Ямальскому району. Винокуров отметил и опыт НОВАТЭКа по существенному снижению выбросов парниковых газов, и непрерывный мониторинг, который ведёт компания.

...И малочисленные тут

На совещании обсудили проблемы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, чья жизнь тесно связана с природой. Поэтому недропользователи и промышленники, заявил Эдуард Яунгад, депутат Заксобрания ЯНАО, президент регионального общественного движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!», должны нести ответственность за исполнение договорённостей, достигнутых на общественных обсуждениях перед выходом на территорию. Закрепление на федеральном уровне условий их исполнения позволит существенно сократить экологический ущерб и сохранить исконную среду обитания коренных народов Севера. Коснувшись планов освоения акватории Обской и Тазовской губы, Яунгад предложил бурение вести только с берега для сохранения рыбных ресурсов и традиционного хозяйства населения.

Опыт работы с коренным населением ЯНАО представил Сергей Меньшиков, генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым», что ведёт обустройство Бованенковского НГКМ и начнёт в 2024 освоение Харасавэйского месторождения, которое стоит на втором месте с запасами 1,5 трлн кубометров газа. Общество в ходе освоения недр полуострова Ямал по специальным технологиям обеспечивает проход более чем 10 тысячам оленей во время сезонных касланий.

Согласуют и направят

Подводя итоги, спикер ямальского парламента Сергей Ямкин предложил создать общую систему экологического законодательства, отвечающего интересам Севера. Сергей Ямкин заметил, что в северных регионах накоплен уникальный опыт охраны природы. По его словам, тщательно проработанные инициативы помогут сделать законодательство в сфере экологии более эффективным, сформировать комплексный подход к решению экологических проблем. Высказанные на совещании предложения учтены и включены в проект по совершенствованию законодательства в области экологии. Его согласуют со всеми участниками и вместе с материалами совещания направят в Федеральное собрание и Правительство РФ, полномочным представителям президента РФ, в законодательные органы государственной власти субъектов – участников совещания.

Фото к статье
Экология Арктики выходит из тениЭкология Арктики выходит из тени
Фото:пресс-службы заксобрания ЯНАО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт