Индустриальное и социальное освоение арктической зоны России стало национальным проектом приоритетного значения.
Наши интересы
По различным оценкам, в высоких широтах только запасы нефти составляют 7,3 млрд тонн и порядка 55 трлн кубометров газа, кроме них, велики запасы редкоземельных металлов, платины, золота, серебра... На недавнем совещании в Сабетте председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сказал, что «Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки».
С 2013 года Россия проводит политику по восстановлению военного и экономического присутствия в Арктике. А расширение экономического, индустриального присутствия России в высоких широтах требует и усиления защиты всего того, что здесь имеет наша страна. Это реализация ряда крупных проектов на материковой части и шельфе арктических морей – заводы СПГ на полуострове Ямал и Гыдан, выход индустрии на новые месторождения, развитие Северного морского пути и арктических наземных транспортных коммуникаций, военных баз на островах Ледовитого океана, исследование военной истории России в высокой Арктике.
Путешествия по островам
Минобороны РФ объявило, что одним из приоритетов Северного флота станет проведение большой экспедиции на архипелаг Новая Земля, где в своё время располагался центральный ядерный полигон Советского Союза, а сама история освоения архипелага русскими моряками насчитывает не одно столетие. И вот летом и осенью 2018 года впервые в истории современной России по инициативе командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова при поддержке министра обороны генерала Сергея Шойгу и Русского географического общества в «поле» вышел экспедиционный отряд Северного флота на штатных двухзвенных вездеходах «Витязь». А всего в морскую пехоту Северного флота направлено десять этих вездеходов, которые успешно прошли испытания в условиях Арктики.
Экспедиционный отряд совершил рейд по маршрутам первых пересечений Южного острова архипелага Новая Земля. Североморцы преодолели около 900 километров в тяжелейших условиях арктического бездорожья, пересекли остров от Карского до Баренцева моря, достигли самой северной точки своего маршрута – пролива Маточкин Шар, обследовали исторические места стоянок и зимовья первопроходцев Новой Земли. В этих местах совершали свою миссию первые исследователи архипелага: Пётр Пахтусов, Константин Носилов, Владимир Русанов, Рудольф Самойлович и многие другие.
Маршрут выбирали таким образом, чтобы свести к минимуму резкие перепады высот, а также форсирования рек в каньонах. Одним из условий экспедиции стала её экологичность. Весь мусор с мест привала североморцы увозили с собой для утилизации. Во время переходов удалось избежать встреч с белым медведем. На ночлег военнослужащие располагались внутри вездеходов, питались индивидуальными рационами, которых было взято с двойным резервом. Большую помощь в организации и обеспечении экспедиции североморцам оказали Русское географическое общество и военнослужащие центрального полигона Российской Федерации.
В июле побережье и бухты острова Южный исследовал второй отряд комплексной экспедиции на спасательном буксире СБ-523. Спасатели провели подводные исследования, восстановили ряд воинских памятников и установили мемориальную доску одному из первопроходцев Новой Земли Петру Пахтусову.
В августе-сентябре состоялся третий этап комплексной экспедиции Северного флота на Новую Землю. Исследования проводились на острове Северный. Экспедиционный отряд с техникой был доставлен на остров, а затем вывезен с него большим десантным кораблём «Георгий Победоносец». Третий этап завершили переходом экспедиционного отряда от Мыса Желания до Ледяной Гавани.
В ходе экспедиции североморцы обследовали пункты дислокации воинских частей советского периода, остатки полярных станций и баз, нашли оставленное десять лет назад учёными-гляциологами экспедиционное оборудование, выполнили ряд исследований ледника острова Северный. Комплексная экспедиция Северного флота на архипелаг Новая Земля стала одним из самых масштабных военных научно-исследовательских мероприятий в Арктике в современной истории.
Севморпуть – под контроль!
С 2019 года для прохода по Северному морскому пути (СМП) иностранные военные корабли будут заранее уведомлять о своих планах Россию. Об этом заявил глава Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев. Он подчеркнул, что сейчас в вопросе использования СМП наблюдается «правовой вакуум», который необходимо ликвидировать. Эксперты считают, что после вступления в силу новых правил повысится безопасность пути, а значение маршрута для мировой торговли стремительно растёт.
Сейчас проход иностранных военных кораблей через СМП осуществляется на основе международного морского права, в частности, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, отметила адвокат Мария Ярмуш. «Конвенция ООН по морскому праву 1982 года конкретизирует все правовые отношения между государствами, которые выходят своей территорией на моря, океаны и так далее, и судами, которые проходят по данным водам. Северный морской путь в Конвенции ООН по морскому праву отмечен статьёй 234. Российская Федерация имеет право на этот путь, поскольку исторически так сложилось», – сказала она. «Сейчас, когда Россия требует уведомления, это как раз и прекращает этот вакуум. Российская Федерация действует, строго соблюдая правила конвенций по морскому праву. Это не запрет проходить по Северному морскому пути, это требование России об обязательном уведомлении», – подчеркнула юрист и напомнила, что аналогичное правило работает и в отношении проливов. В качестве примера она привела конвенцию Монтрё, которая даёт право Турции требовать предварительного уведомления, если иностранное судно следует через Босфор.
СМП проходит вдоль северных границ России, и здесь на шельфе арктических морей ведутся, как и на материковой зоне, индустриальные работы, стоят крупные города, а сам СМП соединяет Дальний Восток и европейскую часть страны. Однако из-за географического расположения СМП проходит сквозь льды. Использовать его круглогодично может только Россия, владеющая единственным в мире мощным атомным ледокольным флотом, который постоянно расширяется.
Президент России Владимир Путин заявил, что «Северный морской путь должен стать ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока». Он подчеркнул, что перед страной стоит задача сделать СМП «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», увеличив к 2025 году грузопоток до 80 млн тонн в год.
В 2015 году правительство приняло комплексный проект развития СМП, согласно которому в ближайшие 15 лет грузопоток должен будет вырасти. Из-за растущего значения Северного морского пути, увеличения числа кораблей, которые через него проходят, появилась необходимость обеспечения безопасности в регионе.
«С точки зрения экономики, СМП привлекателен, а значит, с военной точки зрения, нужно обеспечивать безопасность гражданских судов и тех территорий, которые обеспечивают инфраструктуру… Для того чтобы путь оставался привлекательным, и развивается в том числе и военная составляющая, обеспечивающая безопасность Северного морского пути», – подчеркнул военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.