наверх

Тропы оленеводства

«ПК» № от 14 марта 2019
Тропы оленеводства

На всех уровнях власти и среди коренного населения выстраивается диалог о будущем северного оленеводства на Ямале.

Не наломать дров

Эта тема затрагивалась ещё в 90-е годы прошлого века, когда был инициирован процесс смены форм хозяйствования. Несмотря на жёсткие требования федерального центра по ликвидации совхозов в регионе, власти автономного округа сумели спасти отрасль от неминуемой гибели. А в ряде других регионов России в результате оленеводство приказало долго жить.

Также в конце прошлого – начале текущего века, после стабилизации положения в отрасли, возникли иные экономические и социальные проблемы, о которых давно говорили, но к их решению не могли подступиться. Первоочередными оказались важные дела сохранения коренного населения. Но после катастрофических падежей в отрасли и в связи с сокращением оленьих пастбищ пришла пора решать проблему смены производственной системы в оленеводстве.

Как признано многими учёными, один из наиболее успешных способов содержания домашних оленей в таёжной местности – организация выпаса при помощи изгородных сооружений. В России она практикуется в горно-таёжных районах Мурманской области, Эвенкийском автономном округе, Республике Саха (Якутия). Положительный опыт ведения лесного оленеводства сейчас есть в Ханты-Мансийском автономном округе, Читинской области, в Якутии и на Ямале.

В СССР в 1960–1970-х годах строились опытные проволочные изгороди, не нашедшие широкого применения из-за сложностей использования тяжёлой техники на труднодоступных территориях Крайнего Севера. Поэтому в большинстве случаев используют деревянные изгороди.

В правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа сегодня созданы рабочие группы, которые изучают все грани накопившейся проблемы. Но важно учитывать, что пастбищное оленеводство на Ямале складывалось несколько веков. Мощный импульс оно получило в советский период, и перепрофилировать эту систему на новые производственные реалии оказалось сложно. И всё потому, что эти изменения повлекут за собой экономические и социальные реформы, а также создание требуемой для этих реалий нормативно-правовой базы. Процесс, вероятно, займёт не один год, если даже не десятилетие.

Первые опыты

В феврале-марте этого года прошло несколько совещаний, где обсудили первые итоги действий по переводу отрасли. Возникающие проблемы в оперативном порядке решались представителями исполнительной и законодательной властей, в сообществе оленеводов. На совещании у губернатора региона Дмитрия Артюхова директор департамента АПК Виктор Югай рассказал о тенденциях развития в оленеводстве, о переводе частных и общинных хозяйств в новое состояние, которое позволяет решать финансовые и экономические задачи в новом формате.

– На сегодняшний день в округе официально создано семь оленеводческих фермерских хозяйств: в Ямальском, Тазовском и Приуральском районах. Каждому новому микропредприятию гарантирована помощь при подаче документов на господдержку, в оформлении необходимой отчётности, решении возникающих юридических и экономических вопросов, – отметил руководитель профильного департамента.

Он остановился на альтернативном способе содержания оленей – изгородном оленеводстве. Его первый проект предусматривает развитие изгородного содержания оленей в южной части Тазовского района. Предполагаемое место его реализации – устье реки Юредейяха, куда переводят около пятисот оленей. Пионером развития такого оленеводства здесь станет община «Сядэй-Яхинская».

– На выделенном земельном участке планируют построить более пятидесяти километров изгороди, за которой будут пастись сотни оленей. На базе данного проекта возможно развитие этнотуризма, ведение селекционно-племенной работы, – говорит председатель общины Степан Вануйто.

Второй проект предполагает перевод тысячи животных из Ямальского района в таёжную зону Надымского района с организацией изгородного содержания и искусственной подкормки. Реализацию проекта предполагают в районе поселений Лонгъюган и Ягельный. Перевод на новый тип оленеводства потребует экономических мер поддержки и создание нормативных актов по земельным вопросам. Поэтому на финансирование проектов выделили два гранта в качестве стартового капитала на строительство изгородей, по 15 миллионов рублей каждый. Средства уже предусмотрены в окружном бюджете на этот год.

– Проекты позволят опробовать возможности перевода оленей из тундры в лесную зону и внедрение искусственной подкормки, а также формирование опыта организации изгородного оленеводства в условиях таёжной зоны и в условиях тундры Тазовского района, – пояснил Виктор Югай.

Проект рассчитан на два года. При положительном исходе полученный опыт будет в дальнейшем распространён на территории округа.

Законодательные новации

Практически одновременно для реализации новых производственных способов хозяйствования и по приданию юридического статуса оленеводам началась и законотворческая работа. Речь идёт о внесении изменений в федеральный закон о личном подсобном хозяйстве. Это связано с тем, что сегодня большая часть оленьего поголовья сосредоточена не в государственных предприятиях, а в руках оленеводов-частников. Назрела экономическая и юридическая необходимость вовлечь в правовое поле эту многочисленную категорию хозяйств и обеспечить им условия для получения мер господдержки. А этому пока мешает отсутствие у этой категории оленеводов официального статуса. Внесение изменений в законодательство как раз позволит придать стаду оленеводов-частников статус – «личное подсобное хозяйство для ведения оленеводства».

Наиболее успешный опыт строительства изгородей на Ямале имеется у совхоза «Верхне-Пуровский», у оленеводов-частников, ведущих традиционный образ жизни. На реке Пякупур над этим работают пять семей в 42 километрах к северо-востоку от Муравленко. На правом берегу реки Вэнгаяха этот опыт практикуют восемь семей, этим также занимаются семьи, живущие на межселенных территориях деревни Харампур и села Халясавэй. Семьи оленеводов в основном объединяются в группы, что облегчает выпас животных, строительство изгородей. Размер стада на группы семей варьирует от 150 до 600 животных.

Частникам предлагают более эффективную форму деятельности – создание крестьянско-фермерских хозяйств. Этот юридический статус автоматически делает оленеводческую семью субъектом государственной поддержки. Тундровики смогут получать деньги на содержание своего поголовья оленей и на реализацию оленеводческой продукции. Всё это плюсом к тем доходам, которые семья имеет за сдачу оленей на убой. И таким образом частные оленеводческие хозяйства могут стать полноправными участниками в реализации нацпроекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках указа президента в части создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации.

Так, на заседании Союза оленеводов Ямала его участники согласились с вариантом преобразования хозяйства оленеводов-частников в крестьянско-фермерские хозяйства. А что касается общин, то им, по мнению Степана Вануйто, необходимо придать статус сельхозпроизводителей.

На этом же заседании нашли поддержку и предложения по развитию таёжного оленеводства. Отмечалась при этом необходимость разрешения вопросов, связанных с землепользованием, а именно – нормативно-правовое сопровождение изгородного содержания оленей. Оно ведь предполагает использование лесов для строительства изгородей и организацию оленьих пастбищ, расположенных на землях лесного фонда и землях запаса. Назрела также необходимость перевода земель из одной категории в другую и передача таких земель юридическим и физическим лицам из числа коренных малочисленных народов Севера для ведения оленеводства. По мнению членов Союза оленеводов, органам власти необходимо определить свободные земли, обеспечить финансовое и правовое, а также научное сопровождение таёжного оленеводства.

Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт