В День военно-морского флота отважных мореплавателей окружная столица встречала с Андреевскими флагами.
Яхты «Сибирь» и «Жемчужина» 28 июля причалили в Салехардском речном порту. 7 июля они стартовали в Омске. «Сибирь» в тот день отправилась в кругосветку, «Жемчужина» будет сопровождать её по Северному морскому пути до Беломорканала. Кстати, «Жемчужина» – первая яхта, которая пройдёт по Севморпути и обратно. Как сказали моряки «Жемчужины», были бы деньги, тоже бы в кругосветку пошли. У «Сибири» – президентский грант на 10 миллионов рублей.
О своей необычной экспедиции рассказал капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков на торжественной встрече в администрации окружной столицы. Морским путешественникам вручили флаг нашего города, который будет доставлен до точки назначения и водружён на южном континенте, после чего возвращён обратно в Салехард.
Кругосветная парусная экспедиция «Сибирь – Антарктика – Сибирь» – основная часть международного проекта «Сила России Арктикой и Антарктикой прирастать будет!». Её идея была продиктована знаменательной датой: 28 января 2020 года исполняется 200 лет со дня открытия Антарктиды русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Именно им на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» выпало первыми достичь шестого континента планеты. По сути, это было последнее географическое открытие подобного масштаба, ведь больше на поверхности земного шара не осталось таких белых пятен.
В честь знаменательной даты фонд поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции» совместно с Омским региональным отделением Русского географического общества организовал подготовку плавания омских яхтсменов к Белому континенту. Для этого похода готовилась яхта «Сибирь» – двухмачтовый бермудский кэч-швертбот. Впервые она была спущена на воду в 1997 году, а в 2000–2001 годах совершила кругосветное плавание протяжённостью около 22 тысяч морских миль. На сегодня общая протяжённость походов «Сибири» составляет уже более 100 тысяч морских миль.
Был создан экспедиционный штаб, запущен интернет-портал экспедиции, в 2018 году подана заявка в фонд президентских грантов. Проект победил в номинации «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников».
Открытие южного континента – наше!
Изначально планировалось совершить путешествие на специально приобретённой для этого яхте «Сила Сибири». Но после того как судно потерпело крушение у берегов Пальма-де-Майорки, было решено идти к Антарктиде на «Сибири».
Более года судно будет ходить по Северному Ледовитому, Атлантическому, Южному и Тихому океанам. Экипажу предстоит посетить больше 40 портов в разных странах. Маршрут проложен по Иртышу, Оби, Обской губе с остановками в Тобольске, Ханты-Мансийске, Салехарде, Ямбурге, Сабетте, Диксоне. Далее «Сибирь» пройдёт западную часть Северного морского пути и через Беломоро-Балтийский канал прибудет в Санкт-Петербург. Отсюда путь сибиряков уже совпадёт с маршрутом легендарных шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева по Атлантическому океану и до Южной Америки. От крайней южной точки американского материка омская яхта пойдёт через пролив Дрейка до российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Туда она должна прийти к 20 января 2020 года – дню 200-летнего юбилея открытия шестого континента.
Возвращение «Сибири» планируется по Тихому океану вдоль западного побережья двух Америк, через Берингов пролив и восточную часть Северного морского пути с заходом в населённые пункты российской Арктики (Провидения, Мыс Шмидта, Певек, Тикси). В Диксоне экспедиция замкнёт кольцо вокруг земного шара. Финиширует она в Омске в октябре 2020 года.
Яхта рассчитана на восемь человек экипажа. Для участия в походе был объявлен конкурс, подано более 120 заявок, отобрано 25 человек, в основном омичи, но есть и из Екатеринбурга, Москвы, Питера, других городов. Это сменные члены экипажа, на месяц-другой. Весь путь пройдут четыре человека.
Всего за пятнадцать месяцев «Сибирь» должна в общей сложности преодолеть 30 530 морских миль, или более 56,5 тысячи километров. То есть порядка 1,4 длины земного экватора. Этот поход должен напомнить мировому сообществу, что Россия – страна с 1100-летней самобытной культурой и с сохраняющейся исторической памятью поколений, страна людей, сильных духом, и великая морская держава, чьи моряки 200 лет назад открыли Антарктиду.
«Помимо научных целей, экспедиция призвана поднять престиж России как великой морской державы. При содействии Министерства иностранных дел РФ в портах захода нашего судна мы будем проводить публичные мероприятия с привлечением представителей общественности принимающих стран и наших соотечественников», – сказал на встрече в администрации Салехарда Сергей Щербаков.
Коварный Дрейк
В столицу Ямала «Сибирь» и «Жемчужина» пришли примерно на полтора суток раньше, чем было намечено по графику. Как подходили к Салехарду, образно рассказал на официальном сайте экспедиции один из четырёх постоянных членов экипажа матрос Сергей Лебединский. «Прошли Горную Обь, началась Большая Обь. Сразу же поймали большие волны, на видео можно увидеть, как сильно «Жемчужина» зарывается носом в волну. Скорость при этом падает моментально и сильно – на два-три узла. Врезаемся в волну, как в стену, и нос корабля часто полностью накрывает водой. Также поймали сильный ветер – на порывах до 15 метров в секунду. Причём он был встречным, кренило сильно, и пришлось наполовину опустить шверт. В остальном всё прекрасно! Сегодня будем уже в Салехарде».
К слову, Сергей Лебединский – преподаватель физической культуры, КМС по лыжным гонкам. В экипаже яхты «Сибирь» с 2016 года. За плечами тысячи миль по Иртышу, с 2018 года он сертифицированный яхтенный рулевой дневного плаванья. Участвовал в спортивных яхтенных гонках, экстремальных сплавах и велопутешествиях. Пожалуй, самое яркое – в прошлом году одиночное велопутешествие Омск – Исландия: 9 500 километров, десять стран за три с половиной месяца.
Ещё один постоянный член экипажа – матрос Александр Азаров, в яхтенном спорте с 2015 года, тогда ему было за сорок. Мечтал о морских путешествиях с детства, начитавшись книг Владислава Крапивина.
– В походе тяжело и морально, и физически непросто, но нас же никто не заставляет, никто не гонит. Причём мы не получаем за это никаких денег, более того, люди, уходящие в многомесячные экспедиции, теряют основную работу. У меня небольшой частный бизнес, по возвращении придётся всё начинать с нуля. То есть очень серьёзные решения скрываются за яркой стороной кругосветного путешествия. И самое трудное – расставание с близкими людьми. Но они же знают, что мы путешественники и, я думаю, гордятся нами, – говорит матрос Азаров.
И это понятно, только пересечь один пролив Дрейка чего стоит, где волны бывают высотой под двадцать метров.
– Я знаю, что такое десять метров, мы на «Сибири» силу такой волны испытали в Тихом океане, нас тогда закрутило, перевернуло на 360 градусов уже без мачт, без всего – в открытом океане. А что такое двадцать метров?! Это страшно. Но пролив надо пересечь, пообщаться с людьми и вернуться обратно. Это наша цель, – сказал капитан.
Кстати, по словам Сергея Щербакова, яхта «Сибирь» способна пересечь коварный пролив дважды.