наверх

Слагаемые педагогического успеха

«ПК» № от 24 апреля 2014
Слагаемые педагогического успеха

Двадцать пять лучших учителей и воспитателей Ямала участвовали в ХХ окружном конкурсе педагогического мастерства, который проходил в Салехарде с 12 по 17 апреля. Вспомним, как это было.

Школа для учителей

Получить первое представление об участниках номинации «Учитель Ямала-2014» можно было на внеконкурсном испытании «Визитная карточка». Оно показало, какие яркие и интересные люди собрались в Салехарде и что жюри будет непросто определить победителя. Подтвердили это и проведённые учебные занятия.

– Уровень растёт с каждым годом, – отметил сопредседатель большого жюри Сергей Тихонов. – Видимо, это связано с тем, что в округе складывается система требований к проведению конкурса и подготовке участников. У педагогов появляется свой взгляд не только на преподаваемый предмет, но и на общие процессы в образовании. В этом году результаты конкурса показывают, что среди его участников много личностей, за которыми можно идти и у которых хочется учиться. Конкурс становится школой для учителей, у них появляются желание и необходимость делиться своим опытом. Чем больше на Ямале будет таких педагогов, как Наталья Вторушина, Игорь Ткачук и других, тем лучше для всего округа.

Колдовали, обсуждали, выбирали

Затем конкурсантов ждало задание «Разговор с учащимися». Татьяна Сулейманова из Салехарда отправилась с пятиклашками в мир добра и счастья, следуя простым законам. Так, чтобы проверить в действии «Закон цепи», дети нанизывали бусинки на леску, после чего сделали вывод, что люди тоже как бусинки, чем они ближе друг к другу, тем крепче их дружба. Работу «Закона чистой мысли» Татьяна Станиславовна продемонстрировала на стакане воды: от добрых мыслей тёмная вода в нём светлела. Доказательством «Закона достижения счастливой мысли» стали сплетённые разноцветные ленточки. А чтобы что-то свершилось, кроме желания нужны вера и действие. О необходимости творить добро напомнил «Закон улыбки».

Учителя обсуждали с учениками различные темы: что такое любовь и зависть, что нужно, чтобы семья была дружной и счастливой, какой должна быть работа, какова роль телесериалов. Дети выводили формулу толерантности, говорили об ответственности за свой выбор и умении прощать.

Подводя итоги, председатель большого жюри Элина Бейсова отметила, что борьба была очень жёсткой, и разница в баллах между участниками сводилась к десятым. Это ещё раз доказывает, какие сильные конкурсанты собрались в этом году.

Мужчины вырываются вперёд

Во второй тур прошли пятеро учителей, которые набрали наибольшее количество баллов. Но только трое из них дошли до финала. На мастер-классы для педагогов каждый участник выбрал уникальную тему. Так, Вадим Дехтяренко из Надыма углубился в этимологию понятий родственных связей между людьми, такие как «свекровь», «невестка» – «сноха». Новоуренгоец Остап Яворский продемонстрировал свою систему работы, когда через заинтересованность и мотивацию ученик без особых проблем вслед за учителем делает маленькие открытия. Воссоздавая из осколка амфоры прекрасный сосуд, учитель открывает перед учениками знания о целой эпохе и образе жизни людей того времени.

Илья Коноплёв из Ямальского района считает, чтобы быть хорошим учителем, нужно идти в ногу с учеником, а сделать это можно, в том числе через систему контроля. Он смоделировал урок, в ходе которого педагог всегда контролирует ситуацию о знаниях и мотивации своих учеников. Помогла ему в этом система тестирования в реальном времени «Мой тест».

До победы тройке оставалось пройти самое сложное испытание – «Круглый стол образовательных политиков».

Учитель должен быть нестандартным

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1994», член жюри всероссийского и окружного конкурсов, учитель литературы Михаил Нянковский высказал своё мнение о региональных состязаниях педагогического мастерства:

– В последние годы не только на конкурсах, но и вообще в образовании прослеживается увлечение всяческими методическими изысками, технологиями и обилием терминологии. Мы пытаемся уложить живой процесс образования в какие-то навязанные рамки. Хочется, чтобы учителя учили детей, а не только занимались развитием новых технологий и ведением умных разговоров, за которыми иногда трудно разглядеть реального педагога. Есть педагогическая наука, и есть педагогическая практика. На конкурс приезжают учителя-практики, которые должны показать не только, как они вписываются в стандарты, но и как раз то, насколько они нестандартны. В будущем и стандарты, и программы, и прочие указания должны формироваться на основе того опыта, который накоплен в педагогическом сообществе, иначе мы будем всё время во что-то вписываться. На мой взгляд, система образования должна развиваться не от министерства к учителю, а от учителя к министерству. Конкурс педагогического мастерства предоставляет уникальную возможность увидеть всё лучшее, что есть сегодня в школах, обобщить это, систематизировать и распространить.

Олимпийский принцип

Программа номинации «Воспитатель Ямала-2014» включала два тура. Сначала участники представили творческие презентации, на которых поделились своими методами и уникальными технологиями работы с малышами, и провели учебные занятия. Галина Кортусова из Салехарда с увлечением рассказывала о формировании коммуникативных навыков ребёнка с помощью театральных миниатюр. Во время занятия она пригласила воспитанников в три студии – театральную, «Настроение» и «Музыка». Пройдя их, дети смогли вместе с воспитателем организовать целый спектакль. Галина Викторовна, к сожалению, не попала в пятерку финалистов, но она нисколько об этом не жалеет:

– Конечно, хотелось победить, но я получила здесь огромный опыт и встретилась с удивительными людьми. Мне очень понравились учебные занятия. Со многими конкурсантами мы подружились и, я надеюсь, продолжим общение и обмен опытом.

Во втором туре за победу боролись Максим Савиных из Надыма, Елена Гидаятова из Муравленко, Жанна Белик из Губкинского, Вера Низовских из Нового Уренгоя и Ольга Андронова из посёлка Пурпе Пуровского района. Их ждали мастер-классы и заседание «круглого стола» по теме «Стандарт развития детства или дайте детству наиграться».

Уча других, мы учимся сами

В последний конкурсный день педагоги и члены большого жюри встретились с журналистами. Они поделились впечатлениями от испытаний, общения с коллегами и судьями. Особые слова благодарности прозвучали в адрес педагогических коллективов и детей первой гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов и детского сада «Журавушка», которые помогали в проведении конкурсных занятий. Салехардских мальчишек и девчонок охарактеризовали как добрых, внимательных, отзывчивых, общительных, поражающих любопытством и желанием учиться.

И вот настала самая торжественная часть конкурса. Приветствуя её участников, директор департамента образования Ямала Ирина Сидорова сказала:

– Учитель и воспитатель всегда были в России больше, чем просто преподаватели. Они – наставники и помощники маленького человека, который вступает во взрослую жизнь. Хорошего учителя помнят всю жизнь, и я верю, что именно такие учителя из каждого уголка Ямала участвовали в юбилейном конкурсе.

Интрига, кто же признан лучшим из лучших, сохранялась до последнего момента. Только после того, как назвали имена победителей в каждой номинации, стало понятно, что абсолютными лидерами конкурса стали педагоги из Нового Уренгоя. Звания «Учитель года Ямала-2014» удостоен учитель истории гимназии Остап Яворский. Звание «Воспитатель Ямала-2014» присуждено педагогу английского языка детского сада «Мальвина» Вере Низовских.
Остап Яворский – из семьи учителей, но после окончания педагогического вуза успел поработать в банке, туристических компаниях, был автором программы и редактором на телевидении. По его словам, только система образования открыла для него настоящие перспективы, дала возможности для роста и реализации своих способностей. Самой сильной стороной современного учителя он считает открытость:

– У меня нет границ в общении с детьми и взрослыми. Я такой, какой есть.

Вера Низовских счастлива, что была участницей этого конкурса и смогла пообщаться с лучшими учителями и воспитателями Ямала. Она уверена, что современный воспитатель должен быть готов к переменам и меняться вместе со своими воспитанниками.

Победителям вручены хрустальные статуэтки пеликана и жемчужины, дипломы и ценные призы. Теперь их ждут новые испытания, они представят Ямал на всероссийских конкурсах.

Фото к статье
Слагаемые педагогического успехаСлагаемые педагогического успехаСлагаемые педагогического успеха
Фото:Надежда СЕМЁНОВА и Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт