Прошли те времена, когда ямальские реки были полны чистой воды, а муксун с осетром стадами гуляли. Царь-рыба давно занесена в Красную книгу, а объём вылова представителя сиговых стремительно снижается.
Жительница Салехарда Мария Филиппова не пропускает ни одной новостной передачи и газеты обязательно читает. Сердце, говорит, болит за то, что происходит. Из-за загрязнения рек рыба уходит, рыбаки вытаскивают пустые сети. Вспоминает, полвека назад на рыбоконсервном заводе за смену принимали до ста тонн «живого серебра», и муксун с осетром были частыми гостями на РКЗ.
На завод Мария Фёдоровна устроилась в 1957 году, ровно четверть века трудилась в рыбозаготовительном цехе, постигла все премудрости обработки и заморозки речных даров, была и рабочим, и бригадиром. Подсчитать, сколько рыбы прошло через её руки – дело зряшное. Тонны, тысячи тонн. А если прибавить к ним то количество ерша, щуки да налима, которых она добывала будучи девчонкой, то цифра получится вообще заоблачная.
– Родилась-то я в Салехарде, чуть позже наша семья переехала в деревню Халасьпугор, это недалеко от Аксарки, там был рыбоучасток, вот мы и ловили для колхоза, – рассказывает труженица «голубой нивы». – Бударка у меня была уже в 15 лет. Вот впереди иду я, а сзади, на своей бударке, родители. Это сейчас все на моторах, а раньше мы на вёслах ходили.
У каждого рыбака, как известно, есть свои хитрости. Однако Мария Фёдоровна особых секретов не припомнит. То, что щука в руках крутится-вертится и надо быть с ней осторожным, иначе без укусов не обойтись, это, говорит, пожалуй, каждый рыбак знает. Что ещё? Ну, надо знать, какой груз нужен для сети при лове той или иной рыбы. Чем сеть тяжелее, тем она ниже, тем больше вероятность поймать муксуна.
Как не спросить рыбачку о любимых блюдах из рыбы. Но никаким рецептом собеседница не поделилась. Когда работала, улыбается, запахом наедалась так, что самой рыбы уже не хотелось, а сейчас, если и готовлю, то что-нибудь простенькое.
Первого января Мария Филиппова разменяла девятый десяток. Казалось бы, в столь почтенном возрасте жизнь надо вести спокойную и размеренную, но нет. Дома женщину не застать. Подъём в четыре утра, и то одни дела, то другие. Но, послушав её, уже не удивляешься, так было всегда. Признаётся, никогда себя не жалела, всю жизнь работала. Всё делала добросовестно, требовала этого и от других.
– Приходили на завод новички, говорила им: не можешь, не знаешь, научу, помогу, – продолжает ветеран труда. – Сложностей не замечаешь, когда любишь своё дело.
За такое отношение к работе награждали Филиппову и грамотами, и благодарностями, а в 1974 году вручили орден Трудового Красного Знамени.
Несколько лет назад побывала пенсионерка с экскурсией на новом комбинате. Конечно, с прежним РКЗ его и не сравнить. Но увидела Мария Фёдоровна немного, сам процесс работы гостям не показали. А так бы хотелось, признаётся, посмотреть, как теперь принимают рыбу, как замораживают, какое оборудование применяют. Исполнится ли её мечта?