Секреты профессии передавали наставники
Салехард до начала нового века, будучи столицей региона, оставался городом рабочих и инженерно-технических профессий.
Строительный бум
После Великой Отечественной войны развитие города на Полярном круге продолжилось. В это время происходит смена и расширение спектра массовых трудовых профессий, создаются различные производственные предприятия, которые действовали вплоть до начала реформ Горбачёва и перестройки.
Почти каждое крупное предприятие имело своё инженерно-строительное производство, силами которых уже в пятидесятые-семидесятые годы прошлого века в Салехарде шло активное строительство. Возводили в первую очередь жильё, цеха и здания. Так, Салехардский рыбоконсервный завод (РКЗ) построил посёлок Комбинат, Ямало-Ненецкий окррыболовпотребсоюз, деревообрабатывающий комбинат рыбной промышленности. Салехардский авиаотряд строил районы Мостострой и Гидропорт. «Ямалнефтегазгеология» создала целый микрорайон. Совхоз «Салехардский», Зональная опытная станция, ряд других предприятий тоже имели строительные подразделения. Строило город и часть его дорожной сети и Салехардское отделение управления капитального строительства Тюменского облисполкома.
До середины 90-х Салехард строили исключительно в деревянном исполнении, поэтому нужны были плотники, столяры, сантехники, печники, электрики – массовые и востребованные профессии того времени. Часть специалистов готовили в системе профтехучилищ, ДОСААФ, учебных комбинатах города, часть на предприятиях – самоучек высоких производственных разрядов.
Связисты нарасхват
Другим направлением развития города и расширения списка трудовых профессий была система почтовой и электрической связи предприятий города и окружного узла связи. Кроме того, отдельные цеха радио- и телеграфной связи имелись при управлении совхозов, на Салехардском РКЗ, при Салехардском авиаотряде, в подразделениях геологов и строителей Миннефтегазстроя, в Салехардском отделе Иртышского речного пароходства и других. Тогда был большой спрос на специалистов среднего звена этой отрасли – радиотелеграфистов, электромонтёров линий связи и аппаратных залов.
Радистов готовили в ДОСААФ, ГПТУ и самостоятельно. Сюда приезжали работать специалисты со средним и высшим образованием, а салехардцы отправлялись учиться в техникумы и институты ввиду большой потребности специалистов развивающейся отрасли. Кроме того, было развито производственное наставничество и бывшие школьники быстро получали разряды электромонтёров связи.
Город рабочих и инженеров
С 30-х годов прошлого века Салехард становится и транспортным центром региона. Эта составляющая получила стабильное развитие после войны, чему способствовали Строительство № 501, развитие промышленности и народно-хозяйственных связей округа.
В городе действовали транспортные предприятия: Салехардский отдел ИРПа, автопредприятие, которому сегодня уже 65 лет. Свой транспортно-рыбопромысловый флот имел Салехардский РКЗ. Большая транспортная система – катера, автомобили, аэросани и ремонтно-эксплуатационная база обслуживания была у окружного узла связи. РЭБ геологов в районе Ангальского мыса также была мощным транспортным предприятием. Наземными транспортными базами владели Салехардский авиаотряд, совхоз «Салехардский», Управление совхозов, окррыболовпотребсоюз, Центральная электростанция и другие предприятия.
В почёте были токари, слесари, монтажники, газоэлектросварщики, механики всех направлений, водители колёсной и гусеничной техники, рулевые-мотористы, судовые электрики и электромеханики, капитаны судов, крановщики плавкранов и автокранов, машинисты насосных и холодильных установок и рабочие других профессий. Они обслуживали и эксплуатировали серьёзную и нужную технику. А специалисты они были ещё те – могли и цветной телевизор отремонтировать, и дизель-генератор или плавкран собрать! Многих из них наградили орденами и медалями СССР, и их портреты были на городской доске почёта.
Готовили таких профи на предприятиях, где сдавали ежегодно экзамены на классность. Рабочих массовых профессий учили в профессионально-технических училищах и учкомбинатах города. И редко кто из выпускников школ того времени не мог получить хорошо оплачиваемую рабочую профессию, а затем и саму работу. Они были опорой развития Салехарда во второй половине прошлого века.