Техникум на Полярном круге
Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22 марта 1935 года на базе оленеводческого отделения Тобольского зооветеринарного техникума был открыт Салехардский оленеводческий техникум.
Первые шаги…
1 октября 1935 года в техникуме начались занятия первых студентов, на учёбу был принят 31 человек – семнадцать коми, семеро ненцев, пятеро русских и двое ханты. К этому времени образовательная политика Советского государства на Севере приносила первые плоды просвещения: среди студентов один был с семью классами, трое с шестью, трое с пятью классами, 12 человек с четырьмя классами и 11 малограмотных. Среди преподавателей техникума трое были с высшим образованием, один с незаконченным высшим и трое со средним. Учитывая образовательные особенности населения, в техникуме открыли три подготовительных отделения: одно для малограмотных и окончивших один-два класса школы, второе – для имеющих начальное образование, третье отделение – на базе 5–6 классов. Таким образом, студенты в техникуме получали и общее семилетнее образование, и специальное.
Идеи образования техникума родились ранее в Тобольске в 1932 году. Тогда Уральский облземотдел принял постановление об организации оленеводческого отделения при Тобольском веттехникуме с последующей переброской отделения в 1933 году в Салехард, но не получилось.
В 1934 году председателем Ямало-Ненецкого окрисполкома был избран С.Ф. Давыдов, с его деятельностью и связано создание техникума. Он в течение года добился отдельного решения СНК РСФСР по организации Салехардского оленеводческого техникума, которое было принято весной 1935 года. Всё это отвечало государственным планам Советской власти по социально-экономическому развитию коренного населения, по превращению его традиционного хозяйства в товарное производство, с созданием школы специалистов из числа коренного населения. Это было обязательным условием культурной и экономической революции Советской власти в регионе.
Главной задачей Салехардского оленеводческого техникума стала подготовка специалистов для социалистического оленеводства – младших зоотехников со специализацией на последнем курсе. На последнем курсе учили проведению ветеринарных и санитарных мероприятий, составлению промфинпланов, уходу за скотом, зоотехнической работе, повышению качества продукции. Это была грандиозная задача по формированию новых подходов к древнему традиционному хозяйству, на её решение потребовались десятилетия, но уже в тридцатых годах получили первые достижения. Для современного студента, возможно, будет интересным, какие были общеобразовательные дисциплины в техникуме тридцатых. На основных курсах давали новую историю, политэкономию, обществоведение, русский язык и литературу, математику и вариационную статистику, физику, химию, немецкий язык, естествознание, географию и зоологию с эволюционным учением. Из специальных дисциплин: механизацию, анатомию, микробиологию, паразитологию, зоогигиену, ветпрофилактику, частную зоотехнику – оленя и крупного рогатого скота, земледелие с растениеводством, технологию продукции животноводства. Список дисциплин расширяли постоянно и уже в 1938 году добавили экономическую географию зарубежных стран, мировую историю и историю народов СССР. Программа занятий была насыщенной, студенты и по современным меркам получали качественное образование – здесь Советская власть далеко обогнала Европу и США. Среди коренного населения через Красные чумы вели агитационно-просветительскую работу, разъясняя роль и значение обучения в техникуме и привлекая в него молодёжь тундры.
… И первые проблемы
На первых порах техникум не имел своего здания. Студенты занимались где придётся – на Обдорской ветбакстанции, в зданиях и помещениях бывшей Обдорской школы, там же, под горой, в конторе речного пароходства. Помещение для студенческого общежития арендовали у Обдорского отдела Главсевморпути. Сложно было с квартирами для преподавателей, не имелось и помещений для лабораторий. Поэтому в 1936 году в дело вмешались Омский облисполком и обком партии.
На его заседании заслушали доклад первого директора техникума Артамона Витязева. Он начал строительство учебного здания по проекту Ижемского техникума. К слову, Артамон Васильевич – участник уникального пробега на оленьих упряжках Салехард – Омск в 1937 году. Он был призван в 1939 году в Красную армию и в звании капитана погиб в 1943 году под Смоленском. Техникум до войны возглавляли: Григорий Зубарев (погиб на фронте), затем Анатолий Мартынцев – член ВКП(б). Анатолий Матвеевич тоже был призван в Красную армию – 13 июля 1941 года. Служил командиром эскадрона на Юго-западном фронте, награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Его в 1941-м сменила Мария Базова. После войны в разное время техникум возглавляли Е.С. Педан, А.Е. Лебедев, А.П. Решетников, Г.А. Белинский, С.В. Бубенщиков, в настоящее время директор В.В. Осипов. Но вернёмся к началу…
Артамон Витязев на заседании облисполкома доложил о проблемах техникума. Облисполком по докладу утвердил контингент учащихся – с 1 октября 1936 года в числе 145 человек. Выделил из областного бюджета для покупки и аренды жилья для преподавателей и студентов техникуму 50 тысяч рублей – огромная сумма для того времени. Обязал начать строительство общежития для студентов на 200 человек (его построят в 1937-м на 150 мест), жилого дома для преподавателей на десять квартир, здания для практических занятий площадью 500 кв. м (учебно-лабораторный корпус построят в 1937 году), существенно повысил стипендию. Весь довоенный период ситуация с техникумом регулярно обсуждалась в Омском облисполкоме и обкоме ВКП (б), в Ямало-Ненецком окрисполкоме и окружкоме ВКП (б). Так, в один из приёмов студентов в техникуме не нашли среди поступивших ненцев, и руководители получили выговоры за слабую работу с коренным населением. Сотрудник окрисполкома С.В. Зайцев в докладной окрисполкома писал: «Стоит вопрос об отсутствии среди студентов ненцев, а стадо оленей в округе примерно 380 тысяч голов, только в Ямальском районе – 160 тысяч, и надо повысить качество обучения в школах-семилетках, расширить их сеть в тундре, и это приведёт к расширению числа студентов, так как принимаем с 7 классами, а где в тундре ненцы получат образование?» Весной 1941 года эту тему обсуждали вновь. Авторы докладной писали: «Для повышения качества работы необходимо открыть школу-интернат при техникуме на базе четырёх классов начальной школы. Так как школы Ямальского округа пока дают только лиц из коренных национальностей с образованием до 4 классов». В окрисполкоме идею поддержали, но Омск отклонил. В регионе, реализуя программы партии, активно создавали сеть начальных школ и школ-интернатов, школ-семилеток, в Салехарде к решению задач всеобуча подключилось и национальное педучилище. Эти действия повысили наполняемость техникума студентами и его статус среди оленеводческих регионов.
Продолжение в очередном номере «ПК».
Использованы материалы ГА ЯНАО: Ф.103.Оп.1. Д.2.С.1-14; Ф.103. Оп.1.Д.6.С.17-77; Ф.103. Оп.1.Д.4. С.17; Ф.103. Оп.1.Д.6.С. 3-4; Ф.103.Оп.1.Д.10.С.5-10; Ф.103.Оп.1.Д.29.С.48. Ф.103.Оп.1.Д.27.С.8,20-22, 31-34.