наверх

История первых

«ПК» № от 30 июля 2020
История первых

Техникум на Полярном круге

Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 22 марта 1935 года на базе оленеводческого отделения Тобольского зооветеринарного техникума был открыт Салехардский оленеводческий техникум. 

Первые шаги…

1 октября 1935 года в техникуме начались занятия первых студентов, на учёбу был принят 31 человек – семнадцать коми, семеро ненцев, пятеро русских и двое ханты. К этому времени образовательная политика Советского государства на Севере приносила первые плоды просвещения: среди студентов один был с семью классами, трое с шестью, трое с пятью классами, 12 человек с четырьмя классами и 11 малограмотных. Среди преподавателей техникума трое были с высшим образованием, один с незаконченным высшим и трое со средним. Учитывая образовательные особенности населения, в техникуме открыли три подготовительных отделения: одно для малограмотных и окончивших один-два класса школы, второе – для имеющих начальное образование, третье отделение – на базе 5–6 классов. Таким образом, студенты в техникуме получали и общее семилетнее образование, и специальное.  

Идеи образования техникума родились ранее в Тобольске в 1932 году. Тогда Уральский облземотдел принял постановление об организации оленеводческого отделения при Тобольском веттехникуме с последующей переброской отделения в 1933 году в Салехард, но не получилось. 

В 1934 году председателем Ямало-Ненецкого окрисполкома был избран С.Ф. Давыдов, с его деятельностью и связано создание техникума. Он в течение года добился отдельного решения СНК РСФСР по организации Салехардского оленеводческого техникума, которое было принято весной 1935 года. Всё это отвечало государственным планам Советской власти по социально-экономическому развитию коренного населения, по превращению его традиционного хозяйства в товарное производство, с созданием школы специалистов из числа коренного населения. Это было обязательным условием культурной и экономической революции Советской власти в регионе. 

Главной задачей Салехардского оленеводческого техникума стала подготовка специалистов для социалистического оленеводства – младших зоотехников со специализацией на последнем курсе. На последнем курсе учили проведению ветеринарных и санитарных мероприятий, составлению промфинпланов, уходу за скотом, зоотехнической работе, повышению качества продукции. Это была грандиозная задача по формированию новых подходов к древнему традиционному хозяйству, на её решение потребовались десятилетия, но уже в тридцатых годах получили первые достижения. Для современного студента, возможно, будет интересным, какие были общеобразовательные дисциплины в техникуме тридцатых. На основных курсах давали новую историю, политэкономию, обществоведение, русский язык и литературу, математику и вариационную статистику, физику, химию, немецкий язык, естествознание, географию и зоологию с эволюционным учением. Из специальных дисциплин: механизацию, анатомию, микробиологию, паразитологию, зоогигиену, ветпрофилактику, частную зоотехнику – оленя и крупного рогатого скота, земледелие с растениеводством, технологию продукции животноводства. Список дисциплин расширяли постоянно и уже в 1938 году добавили экономическую географию зарубежных стран, мировую историю и историю народов СССР. Программа занятий была насыщенной, студенты и по современным меркам получали качественное образование – здесь Советская власть далеко обогнала Европу и США. Среди коренного населения через Красные чумы вели агитационно-просветительскую работу, разъясняя роль и значение обучения в техникуме и привлекая в него молодёжь тундры.

… И первые проблемы

На первых порах техникум не имел своего здания. Студенты занимались где придётся – на Обдорской ветбакстанции, в зданиях и помещениях бывшей Обдорской школы, там же, под горой, в конторе речного пароходства. Помещение для студенческого общежития арендовали у Обдорского отдела Главсевморпути. Сложно было с квартирами для преподавателей, не имелось и помещений для лабораторий. Поэтому в 1936 году в дело вмешались Омский облисполком и обком партии. 

На его заседании заслушали доклад первого директора техникума Артамона Витязева. Он начал строительство учебного здания по проекту Ижемского техникума. К слову, Артамон Васильевич – участник уникального пробега на оленьих упряжках Салехард – Омск в 1937 году. Он был призван в 1939 году в Красную армию и в звании капитана погиб в 1943 году под Смоленском. Техникум до войны возглавляли: Григорий Зубарев (погиб на фронте), затем Анатолий Мартынцев – член ВКП(б). Анатолий Матвеевич тоже был призван в Красную армию – 13 июля 1941 года. Служил командиром эскадрона на Юго-западном фронте, награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Его в 1941-м сменила Мария Базова. После войны в разное время техникум возглавляли Е.С. Педан, А.Е. Лебедев, А.П. Решетников, Г.А. Белинский, С.В. Бубенщиков, в настоящее время директор В.В. Осипов. Но вернёмся к началу…

Артамон Витязев на заседании облисполкома доложил о проблемах техникума. Облисполком по докладу утвердил контингент учащихся – с 1 октября 1936 года в числе 145 человек. Выделил из областного бюджета для покупки и аренды жилья для преподавателей и студентов техникуму 50 тысяч рублей – огромная сумма для того времени. Обязал начать строительство общежития для студентов на 200 человек (его построят в 1937-м на 150 мест), жилого дома для преподавателей на десять квартир, здания для практических занятий площадью 500 кв. м (учебно-лабораторный корпус построят в 1937 году), существенно повысил стипендию. Весь довоенный период ситуация с техникумом регулярно обсуждалась в Омском облисполкоме и обкоме ВКП (б), в Ямало-Ненецком окрисполкоме и окружкоме ВКП (б). Так, в один из приёмов студентов в техникуме не нашли среди поступивших ненцев, и руководители получили выговоры за слабую работу с коренным населением. Сотрудник окрисполкома С.В. Зайцев в докладной окрисполкома писал: «Стоит вопрос об отсутствии среди студентов ненцев, а стадо оленей в округе примерно 380 тысяч голов, только в Ямальском районе – 160 тысяч, и надо повысить качество обучения в школах-семилетках, расширить их сеть в тундре, и это приведёт к расширению числа студентов, так как принимаем с 7 классами, а где в тундре ненцы получат образование?» Весной 1941 года эту тему обсуждали вновь. Авторы докладной писали: «Для повышения качества работы необходимо открыть школу-интернат при техникуме на базе четырёх классов начальной школы. Так как школы Ямальского округа пока дают только лиц из коренных национальностей с образованием до 4 классов». В окрисполкоме идею поддержали, но Омск отклонил. В регионе, реализуя программы партии, активно создавали сеть начальных школ и школ-интернатов, школ-семилеток, в Салехарде к решению задач всеобуча подключилось и национальное педучилище. Эти действия повысили наполняемость техникума студентами и его статус среди оленеводческих регионов. 
Продолжение в очередном номере «ПК».

Использованы материалы ГА ЯНАО: Ф.103.Оп.1. Д.2.С.1-14; Ф.103. Оп.1.Д.6.С.17-77; Ф.103. Оп.1.Д.4. С.17;  Ф.103. Оп.1.Д.6.С. 3-4; Ф.103.Оп.1.Д.10.С.5-10; Ф.103.Оп.1.Д.29.С.48. Ф.103.Оп.1.Д.27.С.8,20-22, 31-34.
 

Фото к статье
История первыхИстория первыхИстория первых
Фото:из электронного архива автора
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт