Накануне юбилея окружной столицы её глава Алексей Титовский встретился со старожилами. В почти домашней атмосфере разговор шёл о том, чем живёт город, его развитии и сохранении традиций.
Каждую встречу с теми, кто знает историю Салехарда не по книгам, а на личном жизненном опыте, Алексей Титовский считает для себя полезной и ценной. Он убеждён, их советы и пожелания помогают сохранять неповторимый облик города.
Многим старожилам по душе идея создания памятного сооружения, посвящённого речному транспорту. Именно благодаря ему шло освоение Севера и Сибири, обустраивался наш город. По водным магистралям доставляли всё необходимое для добычи газа и нефти. И сегодня на плечи речников ложится основная нагрузка по обеспечению ямальцев в труднодоступных районах округа топливом, продовольствием и товарами первой необходимости.
– У нас есть на постаментах машины, автобус, несколько видов самолётов и вертолётов. Установлен паровоз в память о 501-й стройке. Есть памятник оленьей упряжке. Всем видам транспорта установлены памятные сооружения, кроме речного. А ведь водный транспорт когда-то был основным, – высказала мнение Татьяна Гостюхина, председатель Совета старожилов. – Хотелось, чтобы в районе Салехардского речного порта появился памятник. Можно старый корабль поставить.
– Или какую-то определённую композицию в современном звучании, – продолжил развивать идею известный художник Михаил Канев.
Историческую значимость речного флота подтверждают и сюжеты многих его картин. С желанием вернуть то, что утрачено, он напомнил и о памятном знаке рядом с острогом, простоявшем около сотни лет:
– Как бы его возобновить. Думаю, он помог бы в раскрытии интересных страниц в истории города.
О былых временах и памятных для многих жителей событиях напомнил Равиль Ниязов. Когда не было моста через Шайтанку, люди перебирались на лодках. Почему бы не открыть лодочную станцию для прогулок и отдыха. За разговорами об этом поднялась и широко обсуждаемая тема благоустройства набережной.
– Около речного вокзала много места, есть очень хорошие площадки, которые мы пока не используем. Пока все предложения в стадии обсуждения. Что касается развития набережной, в марте на общественных слушаниях обсуждали вместе с вами, что должно быть и что добавить, чтобы она была интересной и для детей, и для взрослых. Это уникальный по своим масштабам проект, его реализация намечена на 2023–2024 годы, – подчеркнул градоначальник. – Важно, чтобы и зимой, и летом территория использовалась полноценно. На набережной предусмотрены пешеходные дорожки, будет велосипедный кольцевой маршрут, который можно трансформировать в лыжный. Зимой зальём каток, летом построим причал для лодок и катамаранов. В спортивной зоне планируются площадки для мини-футбола, стритбола, в детской – игровые комплексы и аттракционы для ребятишек разных возрастов.
Как меняется город, как он хорошеет с каждым годом, судить старожилам. За поколение пятидесятых-шестидесятых высказалась Валентина Тверетина, председатель городского Совета ветеранов:
– Мы помним, каким был город, – кругом всё деревянное: тротуары, дороги, здания. А сегодня в какой красоте мы живём, какие микрорайоны выросли. Это наш город, и мы его любим. Пусть он будет красивым и цветущим.