Ничего себе малютка! Весит десятки тонн, рост, то есть длина, – около шести с половиной метров. Но обращения требует, как ребёнок – бережного.
Этим летом, впрочем, как всегда, у Салехардэнерго работы, что называется, выше крыши. Во-первых, идёт традиционная подготовка к осенне-зимнему периоду, а во-вторых, город прирастает новыми зданиями, значит, необходима реконструкция имеющихся инженерных сетей. По словам Александра Пизняка, главного инженера муниципального предприятия, прокладка труб тепло- и водоснабжения большего, чем есть сейчас, диаметра на Губкина потребовалась в связи со строительством храмового комплекса, на улице Мира – современного дома для социально-реабилитационного центра «Доверие». А от котельной №21 до микрорайона Ямальский, где сейчас активно возводится жильё, вообще уложат новую теплотрассу. Кстати, сама котельная будет модернизирована, переоснащение также продиктовано ростом числа потребителей. Новые котлы, заверяет Александр Иванович, более мощные.
– Ремонтируем две водяные скважины, – продолжает перечислять главный инженер, – два дизельгенератора на ДЭС-2, что недалеко от гостиницы «Полярный круг». Идёт профилактический ремонт четырнадцати трансформаторных подстанций, подрядчики капитально обновляют электросети, то есть заменяют опоры и провода в районе улиц Гаврюшина, Комсомольской, Набережной, Сандалова.
Поистине уникальная операция проходит сейчас на ГТЭС-3. В качестве пациента выступает одна из трёх турбин, хирурги – специалисты Тюменского научно-производственного объединения «Базовое машиностроение» и научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» из украинского Николаева, родного города этой многотонной малышки. Она появилась на свет в начале двухтысячных и стала первым в СНГ двигателем, который может работать как на жидком, так и газообразном топливе и переходить с одного вида топлива на другой без изменения режима работы. Салехардцы, нам есть чем гордиться.
В прошлом году турбина мощностью 15 МВт была отправлена в Николаев для ремонта. Наверняка, многие помнят её возвращение, об этом писали и говорили все местные СМИ. Тогда, в ноябре, аэропорт Салехарда впервые принял самый большой в мире транспортный самолет – Ан-124. К визиту «Руслана» наземные службы готовились две недели, на посадочной полосе борт ожидали пожарные машины и «скорая помощь». К счастью, посадка и выгрузка груза, необходимого для энергетики ямальской столицы, прошли успешно. А этой весной у турбины «отказал» подшипник.
– По предварительным оценкам, это заводской брак, – говорит Александр Пизняк, – но виноват не изготовитель двигателя, а изготовитель подшипника – из Самары. Чтобы отремонтировать турбину, потребовалось бы её отправить в Тамбов или Тюмень. Николаев в нынешней ситуации, сами понимаете, исключается. Но это очень большие деньги. И время. Поэтому починка производится прямо на месте. В этом-то и уникальность, такой ремонт никогда не осуществлялся вне заводских стен. У нас мужики умные, молодцы, изготовили стапель – специальную платформу длиной около девяти метров для горизонтальной расстыковки двигателя. Обеспечение вспомогательным оборудованием взяли на себя тюменцы. Ремонт гарантийный, поэтому вопрос оплаты работы не стоит.
– Мы месяца полтора ждали технического решения из Николаева, разрешения на проведение этой операции, – подхватывает Евгений Алексеев, генеральный директор НПО «Базовое машиностроение». – Там не верили, что такой ремонт возможен, так сказать, в полевых условиях.
Представьте шариковую ручку, из которой вам зачем-то понадобилась пружина, вы отвинчиваете наконечник и снимаете со стержня то, что хотели. Пример, может быть, неточный, но что-то подобное специалисты проделали с турбиной.
– Чтобы подобраться к вышедшему из строя подшипнику, мы расчленили агрегат на пять частей, одна секция получилась длиной примерно в метр, – продолжает подрядчик. – Сейчас заменим подшипник и начнём сборку.
Оба, и Александр Пизняк, и Евгений Алексеев, признаются, что технари, коими они являются, – люди суеверные, поэтому прямо сейчас говорить, что всё получилось, не хотят.
– Будем надеяться на лучшее, – улыбаются собеседники.