Интернационал на полярном круге
Рабочий посёлок Салехард, в котором проживало более десяти тысяч человек, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1938 года преобразован в город.
До начала девяностых годов прошлого века численность населения Салехарда и его национальный спектр менялись мало, за исключением того, что существенно увеличилась в ряде сфер жизни доля коренных народов. Кардинальные изменения наблюдаются со второй половины девяностых, когда руководство округа развернуло часть финансовых потоков, получаемых за углеводороды, на развитие Ямала, что самым положительным образом сказалось на благоустройстве Салехарда.
Тогда же город стал центром субъекта Федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа, где начали размещать не только городские, но и региональные, и федеральные органы власти. Это потребовало привлечения новых кадров, решения жилищной и социальных проблем населения. Уже с 1996 года в Салехарде возводят капитальное жильё, через три года в город пришёл газопровод, начались принципиальная смена и масштабное развитие всей социально-бытовой, культурной сфер – школ, детских садов, больниц, библиотек, благоустройство улиц и дворов.
За короткое время, всего лишь тридцать лет, меньше жизни одного поколения, Салехард стал центром благополучия, где престижно жить и работать. К тому же здесь высокий уровень социального спокойствия и уверенности в будущем и нет межэтнических конфликтов.
Национальная составляющая города с развитием экономической базы и форм социальной индустрии стала меняться, сохраняя прежние традиции единства. Сократилась по различным причинам доля татар и немцев, которые ранее работали на рыбоконсервном заводе. На сегодня русско-славянское население, занятое в органах власти и управления, в силовых структурах, медицине, народном образовании и других сферах жизни, доминирует. Коми-зыряне заняты в сельском хозяйстве, в культуре, органах власти, медицине. Существенную часть населения составляют выходцы с Северного Кавказа и Азербайджана, работающие в сфере торговли, медицине, строительстве, культуре. За последние годы значительно, по масштабам Салехарда, выросла доля выходцев из Киргизии и Казахстана, они трудятся в жилищном и дорожном строительстве, медицине, народном образовании.
Численность коренного населения – ненцы, ханты – увеличилась, а селькупов – возросла незначительно. Ненцы, преимущественно из Ямальского и Приуральского районов, работают в медицине, культуре, СМИ, торговле, органах власти и управления, в ряде обслуживающих предприятий города, активно занимаются пропагандой национальной культуры.
Ханты меньше по численности, они заняты в медицине, культуре, общественных организациях, органах власти.
Всё многонациональное население работает для осуществления общей цели – повышение качества и безопасности жизни в Салехарде. В этом убеждает и успешная реализация федеральных нацпроектов. А свою самобытность горожане реализуют в национально-культурных объединениях, где пропагандируют традиции, язык, обычаи своих народов.