Он сделал Ямал стратегическим регионом страны
В Салехарде 25 января вышел на линию по третьему маршруту исторический автобус, оформленный как мультимедийная выставка в честь нашего земляка – легендарного геолога Василия Тихоновича Подшибякина.
Он руководил предприятием «Ямалнефтегазгеология», работники которого открыли 36 нефтегазовых месторождений в ЯНАО. «Без преувеличения в каждом кубометре газа, в каждой тонне нефти, добываемых в округе, есть заслуга Василия Тихоновича Подшибякина и его коллег» – так писали в советских газетах. И эти слова подтвердили первые пассажиры исторического автобуса, лично знавшие Василия Подшибякина. Все как один говорят: «Это был человек-глыба», отмечая его несомненный профессионализм, напористость в преодолении любых преград ради дела, которым он по-настоящему болел всю свою трудовую жизнь. И вместе с тем это был человек простой и справедливый ко всем.
Начинал с буровиков
Тамара Ивановна Молокова много лет отдала геологии, работала экономистом в Тамбейской вахтовой экспедиции, затем в самом объединении «Ямалнефтегазгеология» начальником планового экономического отдела. Она рассказывает: «В те годы считалось трудиться в геологии престижно, и заработки были хорошие, и обеспечение на уровне. О Василии Тихоновиче у меня очень хорошие воспоминания, он был глыба такая, на него хотелось равняться. Мог одним росчерком пера и «казнить», и помиловать, и наградить. Но никто на него не обижался – был справедливым, хорошим руководителем. Сам начинал с буровиков, и, если бы не его напор, не его знание всего процесса производства, геология, наверное, не вышла бы на такой уровень. В состав Ямалнефтегазгеологии входили вахтовые экспедиции: Тамбейская в Сабетте, сейчас уже Тамбейское месторождение, Гыданская экспедиция, которую присоединили к Тамбейской, – сейчас Салмановское (Утреннее) месторождение; стационарные экспедиции – Ямальская, Надымская, базирующиеся в посёлке Нумги, плюс Карская экспедиция – всё было в подчинении Подшибякина. Когда он отправлялся с инспекцией по этим местам, то находился в поездке в пределах двух недель, а то и месяца. Однажды в Тамбейской экспедиции из-за нелётной погоды застряли они дней на пять, и Василий Тихонович ходил по общежитиям, разговаривал с рабочими, пил с ними чай – хорошим был человеком. При нём Сабетта стала одним из лучших посёлков, с горячей водой и тёплыми туалетами. Подшибякин был бессменным генералом геологии на Ямале с 1976 по 1997 год. Мне радостно на душе, что пустили такой исторический автобус, пусть молодёжь понимает, что не было бы геологов, не расцвёл бы этот северный край и не ехали бы сюда люди со всей страны».
Делай как я
Валерий Степанченко начинал свою трудовую жизнь в авиации, отрасли, без которой геология не смогла бы развиваться. Как многие тогда, знал лично Василия Подшибякина. «Мне посчастливилось работать в то время, было интересно, приходилось даже коров развозить по геологическим посёлкам. По 10–15 коровок мы загоняли в вертолёт «Ми-6», и надо было видеть, как потом их ловили по тундре, когда они выскакивали после приземления. Всё для того, чтобы в отдалённых посёлках было цельное молоко для детишек, Василий Тихонович переживал и об этом. Он проявлял огромную заботу о людях, поэтому в Салехарде появились детские садики в капитальном исполнении, и СОК «Геолог» построили. Он – человек-глыба. Геологии, Ямалу, Салехарду отдал всего себя и, к сожалению, рано ушёл. Требовательный, строгий руководитель, но не переходивший рамки. Мог и нецензурную лексику применить для доходчивости, но только в экстремальных ситуациях. А в целом, на мой взгляд, придерживался армейского принципа «делай как я». Люди это видели и высоко ценили. В те времена отношение к человеку труда было на особой высоте, и отдача от людей соответствующая. Когда ликвидировали объединение «Ямалнефтегазгеология», Министерство геологии, ветераны отрасли со слезами это восприняли. Это было поколение героев, без того объёма выполненных ими работ по разведке, добыче, вряд ли сегодня Ямал мог так развиваться. О них надо рассказывать и вот таким способом, как исторический автобус. Чтобы по
томки знали, помнили, кто создавал сегодняшний Салехард, Ямал, страну.
Под стать Василию Подшибякину был и Владимир Иванович Васильев, мой первый командир авиаотряда, благодаря ему очень много сделано по развитию ямальской авиации. Такого же уровня был начальник речного порта Иван Николаевич Кочерга, занимавшийся в том числе обеспечением геологов оборудованием с помощью речных перевозок. Были и те, кто развивал медицину, связь, – в каждой отрасли можно найти героев», – считает Валерий Степанченко.
Кладовая страны
Корреспондент «ПК» Юрий Морозов тоже стал почётным участником первого рейса исторического автобуса и поделился своими воспоминаниями о Герое Социалистического Труда Василии Подшибякине. «Василий Тихонович запомнился мне по некоторым выступлениям как депутат Ямало-Ненецкого окружного Совета депутатов трудящихся и Государственной Думы ЯНАО первого созыва. Было это в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Он резко высказывался против широкого освещения в печати данных геологии, которые являлись стратегическими для страны, и не полагалось их обнародовать. К ним в то время большой интерес проявляли зарубежные компании, приезжали их специалисты в Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск, к Подшибякину приходили в офис Ямалнефтегазгеологии. Он настоятельно требовал вернуть прежнюю систему закрытой геологической информации, доступной только для отечественных специалистов. На уровне нашего округа этот доступ тогда закрыли, а в Министерстве геологии РСФСР он не смог добиться, и данные какой-то период уходили в неизвестном направлении.
Последним событием во время работы Василия Тихоновича был 20-летний юбилей Ямалнефтегазгеологии – первый и последний крупный праздник предприятия. Василий Тихонович уже был нездоров, но провёл большое совещание, вручил коллегам награды – ордена и медали Российской Федерации, а в 1997 году предприятие приказало долго жить.
Общая ситуация в стране была такая, что геология, как и Министерство геологии, спустила флаг. Теперь у каждой компании была своя геологическая служба, а общенациональную создали заново спустя десятилетия, но многих специалистов к тому времени уже не осталось. Василий Тихонович был одним из последних геологов советской эпохи, который знал прекрасно потенциал округа и много лет доказывал, что Ямал – это большая кладовая.
По его словам, автономный округ нельзя списывать со счетов ещё лет двести, изученность его недр составляла тогда от 15 до 30 процентов, это на глубинах до трёх тысяч метров. А дальше, говорил он, будут колоссальные запасы нефти и газа. Последующие геологические работы уже после его смерти, особенно на востоке округа, подтвердили все прогнозы», – рассказал Юрий Морозов.
В.Т. Подшибякин: «В Ямало-Ненецком округе исследовано только 15 процентов перспективной территории из 500 тысяч квадратных километров земель, благоприятных для поиска. Почти неведомы для нас глубины ниже трёх километров. А осадочный «чехол» достигает девяти километров. Перемножьте всё это – вот сколько перспектив лежат втуне. По геологической изученности Тюменское Заполярье, в сравнении, скажем, с европейскими районами, почти «белое пятно». Работать и работать».
Проект уникальной мобильной выставки «Исторический автобус» реализован медиацентром «Салехард» при поддержке общественников и сотрудников автотранспортного предприятия. Организаторы анонсировали, что в Год героев на линию выйдет ещё один подобный автобус. Посвящён он будет трудовому подвигу салехардцев в годы Великой Отечественной войны.