Ситуация требует более избирательного подхода при расходовании бюджетных средств.
В салоне автобуса сложно не услышать беседующих, тем более, когда встречаются давние знакомые. В субботу на одном из городских маршрутов двое мужчин громко приветствовали друг друга, у одного с собой веник, берёзовый. Баня №4 – его конечная остановка. Ему известно о скором её закрытии, с сожалением он сказал об этом приятелю, в голосе чувствовалось недовольство.
Неоспоримая тенденция
«ПК» в прошлом номере информировал своих читателей о предстоящем перепрофилировании здания, именуемого в народе «Шайба». Но остались вопросы, поэтому поговорим ещё раз, и поподробнее. Для этого корреспондент «ПК» ещё раз пообщалась с Оксаной Терешковой, заместителем главы администрации города. И впервые – с Виктором Дуленко, генеральным директором МП «Полярный круг», а также с экономистом предприятия Натальей Бойчук, именно в их ведении находится вопрос, касающийся трёх муниципальных бань.
Когда строилась баня «Шайба», а это было лет пятнадцать назад, муниципальные банные услуги в Салехарде расширялись – Крайний Север, море неблагоустроенного жилья, привозная вода. Бани тогда ещё были жизненно необходимы, чтобы не разводить в городе антисанитарию. Действующих первой и третьей было недостаточно. Поэтому появилась четвёртая – современная, комфортабельная, с сауной, с душем вместо тазов, с номером люкс на восемь человек. И с большей себестоимостью услуг – в парилке с душем расход воды вдвое больше. Интерес у салехардцев к новой бане был немаленький, пока не наступил строительный бум благоустроенного капитального жилья. Неблагоустроенные «деревяшки» жители с удовольствием меняли на бетонные, кирпичные, многоэтажные, с горячей водой. Оценив удобство ванных комнат, многие посещают парилки всё реже. Баня как социальная услуга постепенно изживает себя, становясь больше местом досуга. И предприимчивые горожане стали осваивать этот рынок, надо сказать, вполне успешно, предлагая и вдохнуть лёгкого пара, и поиграть в бильярд, и просто пообщаться с друзьями в обстановке не только без галстуков, но и без пиджаков. И ещё одна значительная часть клиентов «Шайбы» забыла про неё, тем более, что цена входного билета в частной сауне, если пойти группой, зачастую не превышает цену в муниципальной помывочной, где нет ни бильярда, ни иных дополнительных услуг.
Отдых – за свои кровные
Вот если бы муниципальная баня себя окупала… Но о какой окупаемости может идти речь, если количество желающих помыться в ней падает. Муниципальные бани – предприятия дотационные, неизбежные убытки многие годы субсидировал округ. Городскому бюджету эти расходы не под силу. Руководство предприятия «Полярный круг» разными способами оптимизировало деятельность трёх бань, в том числе, изменяя режим работы в пользу выходных дней недели, когда наполняемость значительно больше. Но сдерживать падение интереса к городским парным трудно с каждым годом. Верными им остаются, образно говоря, единицы.
Расставил все точки над «i» 2014 год. Экономическая ситуация в стране требует более избирательного подхода при расходовании бюджетных средств. Поэтому с января субсидироваться стали не убытки, а каждая совершившаяся помывка. Их, помывок, в этом году стало меньше, как никогда: из 42 тысяч 266 запланированных по прошлому году к окончанию текущего выйдет не более 27 тысяч. Значит, почти половину от полученной субсидии МП «Полярный круг» предстоит вернуть. Но предприятие работало, парные топились в ожидании так и не пришедших клиентов, а это расходы, и немалые. Чтобы покрыть их и не увеличить убыток, входной билет в «Шайбу» должен стоить не 300 рублей, как сегодня, а в районе семисот. Он так и стоит. Только недостающая сумма как раз и оплачивается с помощью окружной субсидии. Правильно ли это? А ведь есть ещё и бесплатная категория – дети до семи лет, которые в экономических расчётах не учитываются.
– Когда баня выполняла социальную роль, дополнительные бюджетные расходы были оправданны, это их прямое назначение, – объясняет Оксана Терешкова. – Но досуг люди должны оплачивать из своего кармана, тем более, что есть достойная альтернатива – частных бань, продающих свои услуги в Салехарде, немало.
Других вариантов нет
Вспоминается наша русская поговорка – копейка рубль бережёт. Издавна не в чести пустая трата, скажем, времени, денег, да чего угодно. Если такая комфортабельная баня вынужденно работает не в полную силу, если услуги, предлагаемые здесь, мало востребованы, значит, надо что-то менять. С этим предложением руководство предприятия «Полярный круг» обратилось в администрацию города. В мэрии было решено перепрофилировать здание так, чтобы оно предоставляло социальные услуги по максимуму, – если уж тратить бюджетные деньги, так на дело, а не на то, чтобы греть воздух пустых парных.
– И других вариантов нет, – считает Виктор Дуленко, – раз число помывок не растёт, а наоборот, стремительно падает, сегодня нет необходимости содержать три таких заведения. Конечно, жителям близлежащих к четвёртой бане районов будет не так удобно добираться в первую или пятую, но под всех не подстроишься. На Ямале субсидируются единицы бань. А в России городские помывочные давно заменили частные. Я понимаю, что на Севере парная необходима, я сам здесь прожил 50 лет. Двух муниципальных парных на такой город более чем достаточно. К тому же в каждой, кроме тазов, есть и душ. И если в четвёртой будет спортивная школа, то это больше принесёт пользы салехардцам.
Даже одной первой бани для Салехарда хватит, чтобы помыть и попарить четыре раза в месяц всех жителей пока ещё не снесённых неблагоустроенных домов, это 7,5 тысячи человек.
– Пропускная способность первой бани – 99 тысяч помывок в год, пятой – 45 тысяч, и это при потребности в 80 тысяч, – уточняет Оксана Терешкова. – Сегодня на Ямале в аналогичных Салехарду городах – Муравленко, Губкинском – муниципальных бань нет вообще, только частные. В Лабытнанги – одна субсидируемая баня. Есть одна муниципальная баня в Новом Уренгое, но она окупаемая и даже прибыльная, в отличие от всех остальных в округе. Где бани действительно социально значимы, так это в сельских территориях, и преимущественно в Надымском, тундровом районе.
На этом фоне Салехард выглядит как-то неловко: на три городские бани округ предоставляет окружной столице субсидии на 32 миллиона рублей из 50 – больше, чем в другие муниципалитеты Ямала.
Не в прибыли дело
Со дня основания четвёртой бани в здании открылась парикмахерская, действующая здесь до сих пор. Понятно, что менять привычное место непросто, но всё равно придётся. Руководство предприятия предложило владелице парикмахерской офисное помещение на территории рынка, что в районе Комбинат. Салехард – не Москва, доехать к хорошему мастеру несложно. К тому же есть хорошая поговорка – что ни делается, всё к лучшему. Значит, пришло время что-то изменить в жизни. У остальных арендаторов помещений тоже заканчиваются договоры аренды. К тому же, по словам Оксаны Терешковой, в их контрактах написано, что если здание изымается для социальных нужд, то администрация города должна предупредить об этом за 20 дней, что и было сделано – у всех есть время найти новое помещение.
Что касается пятой бани, которая в этом году закрыта всё по той же причине – мало посещений, она откроется с 1 января.
Но некоторые горожане сомневаются, не перейдёт ли четвёртая баня, тогда уже бывшая, в частные руки после реконструкции?
– Детско-юношеская спортивная школа – городское учреждение, – отвечает Оксана Терешкова. – На сегодня здание находится на балансе предприятия «Полярный круг». Мы его изымаем, и расходы полностью ложатся на бюджет. Ходят разговоры, что, мол, баня неприбыльная и школа тоже не будет прибыльной… Спортивная школа изначально бюджетное учреждение, поэтому ни о какой прибыли речи не идёт. Администрация забирает здание на постоянное содержание, для предоставления детям бесплатных спортивных услуг. Мы говорим о развитии спорта, о здоровье детей, о дополнительных спортивных услугах взрослому населению. Я считаю, что детско-юношеская спортивная школа, которой исполняется в следующем году 60 лет, достойна добротного и, что важно, собственного здания.