наверх

Мир, который нужен мне

«ПК» № от 19 февраля 2015
Мир, который нужен мне

Обсудить проблемы развития дополнительного образования детей собрались более пятисот педагогов, учёных и экспертов. География участников форума – 19 субъектов России, в том числе 9 арктических регионов, а также Норвегия, Финляндия, Швеция.

В Салехарде прошёл второй Арктический образовательный форум. Почему именно Ямал стала центром для обсуждения проблем и развития дополнительного образования? Дело в том, что северные регионы, обладая значительными природными, материальными и кадровыми ресурсами, уже реализуют государственную политику по всесторонней подготовке молодого поколения к жизни в условиях инновационных технологий.

В первый день работы форума участников пригласил Музейно-выставочный комплекс имени Шемановского. В фойе музея многолюдная аудитория создавала атмосферу особого праздника открытости, позитивного общения. Представленная выставка «Все краски Ямала» заметно вызвала всеобщий интерес. Понятно, почему. Все экспозиции с презентацией лучшего опыта дополнительного образования детей по техническому творчеству и робототехнике, эколого-краеведческому и художественно-эстетическому направлениям, выступление лучших детских коллективов автономного округа как нельзя лучше раскрывали тему форума – «Арктика – территория открытого образования».

На выставке для использования в сфере дополнительного образования детей, уже начиная с дошкольного возраста, предлагались образцы интерактивного оборудования, а также учебно-методическая литература российских компаний-производителей и издательств.

На яркий призыв «Научись оживлять идею!» можно было откликнуться прямо здесь и сейчас. Стоило лишь присоединиться к мастер-классам педагогов дополнительного образования Ямала по изготовлению оберегов, сувениров из кусочков пушнины и кожи, национальных украшений из рыбьей кости. На мой вопрос одной из участниц, которые усердно приклеивали к треугольным брелокам-оберегам кусочки меха, интересно ли им научиться, чтобы потом заразить идеями других, прозвучал ответ хором: да!

Во время экскурсии в Приуральский район состоялось знакомство с этнокультурными традициями в образовательной среде, участники форума побывали в гостях у местных жителей, погрузились в национальный обряд «Проводы Лебедя». Педагоги Горнокнязевска и Аксарки поделились практическим опытом воспитания с использованием этнических и национальных колоритов.

На презентации команд особенно запоминающимся и оригинальным можно было бы назвать выступление педагогов из Нижневартовска. Визитная карточка Станции юных техников Салехарда о воспитании патриотов на примерах истории страны тронула до глубины души. Вызывает уважение работа педагогов Домов творчества в Тарко-Сале, Салехарде и других, где занятия по интересам доступны и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Интересно было познакомиться с работой Мончегорского центра «Полярис» из Мурманской области. В апреле 2013 года у них открылся минизоопарк, коллекция которого насчитывает уже около 60 видов животных. Ребята выпускают свою газету «Отражение», её тираж 200 экземпляров.

Те, кто занят дополнительным образованием детей, это особый тип людей. У них столько энергии, энтузиазма, фантазий! Поэтому можно сказать, каждая презентация команды, а затем и защита программ по организации и развитию дополнительного образования детей были интересны, насыщены и достойны высокой оценки. Однако это же конкурс, и, по мнению экспертной комиссии, вполне заслуженно в победителях – Центр детского творчества из Ноябрьска. В качестве приза учреждению вручили сто тысяч рублей. Второе место и цветной ксерокс достались дружной нижневартовской команде педагогов. На третьем месте – Центр детского творчества Лабытнанги. В их мероприятиях по выявлению и поддержке талантливых и социально активных детей фотопринтер окажется весьма кстати.

В дни работы форума активно был задействован и Ямальский многопрофильный колледж, где состоялись мастер-классы педагогов дополнительного образования. Разнообразие их тематики поражает, как и то, насколько могут быть необъятны интересы детей и подростков. Это и хореографическое искусство, и робототехника, и изготовление летательных аппаратов, и погружение в профессию ветврача.

Серьёзные официальные заседания начались во второй день работы Арктического форума. С приветствием к участникам и гостям мероприятия обратились губернатор автономного округа Дмитрий Кобылкин, председатель Законодательного Собрания ЯНАО Сергей Харючи и заместитель председателя профсоюза работников образования и науки России Татьяна Куприянова. На пленарном заседании в центре обсуждения оказались темы развития человеческого потенциала, совершенствования кадровой системы в сфере дополнительного образования, социального партнёрства в интересах детей и многие другие. С докладами выступили Ирина Сидорова, директор департамента образования ЯНАО, Ирина Фришман, доктор педагогических наук, профессор Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Семён Ермаков, кандидат философских наук, доцент Института педагогики, психологии, социологии Сибирского федерального университета. Об особенностях системы дополнительного образования детей в Финляндии, Швеции и Норвегии рассказали Арья Кристина Лаулайнен, Мария Элизабет Уолл Алмквист и Бьернар Мьеен. Обсуждение поднятых тем и проблем в развитии дополнительного образования продолжилось на дискуссионных площадках, которые разместились в аудиториях многопрофильного колледжа.

Согласитесь, тема форума весьма актуальна. Но суть как нельзя точно и просто обозначена в Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию: «Каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности».

И в принятой резолюции второго Арктического форума были взяты за основу пожелания Президента России «...обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы её решения. Главное, у ребёнка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование или на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».

Фото к статье
Мир, который нужен мнеМир, который нужен мне
Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт