наверх

Из дневников игумена Иринарха о библиотеке и музее Обдорска

«ПК» № от 1 июля 2015
Из дневников игумена Иринарха о библиотеке и музее Обдорска

Наступивший 2008 год знаменателен для нас уже тем, что 10 февраля (28 января по старому стилю) исполнится 135 лет со дня рождения Ивана Семёновича Шемановского. Он вошел в историю Ямала как просветитель, благотворитель, этнограф-исследователь коренных народов и основатель первой публичной библиотеки и краеведческого музея в Обдорске. 

Данное Ивану Шемановскому при принятии им монашества архиепископом Антонием Волынским имя Иринарх в переводе с древнегреческого означает «властелин мира». Имя, обязывающее своего носителя ко многому и пронесенное Иваном Семёновичем по жизни более чем достойно. Заслуг перед потомками у этого монаха-бессребреника так много, что только перечисление их может занять достаточно много места.

Сегодня хотелось бы остановиться только на отношении Ивана Семёновича к собственным детищам: библиотеке и музею. Чтобы не возникло у читателя ощущения надуманности, я специально использую здесь реально существующие документы (дневники и письма), датированные 1910 - 1912 годами, хранящиеся в Государственном архиве Тверской области, которые позволяют нам сегодня окунуться в мысли и чувства отца Иринарха.

Знак культурности

«…Радуюсь, что библиотека поддерживается в Обдорске. Спасибо Николаю Гавриловичу Сосунову и другим за это. Впрочем, ведь и так: поддержка библиотеки и музея по существу своему необходима для Обдорска как будущего города. Обдоряне, как мало что видавшие, преувеличенно толкуют о своем селе и его торговом значении. Таких сел, как Обдорск, и с такими торговыми оборотами, как в Обдорске, в России немало. И если уж чем может Обдорск гордиться, то, конечно, своею культурностью, созданной под Полярным кругом. Видимым же знаком этой культурности, прежде всего, являются библиотека и музей…».

(Из дневника И.С. Шемановского после первой зимы в Твери.)

«…Владыка – Архиепископ вчера получил бумагу из Тобольска, вероятно, от тамошнего святителя, сообщавшему ему о начете на меня долгу по Обдорской миссии 1500 рублей…». «…библиотечное здание – около 6000 рублей, сорганизовал библиотеку стоимостью не меньше 20000 рублей, музей в несколько тысяч рублей, семь лет содержал миссионерский инородческий приют для инородческих девочек и малолеток обоего пола, потратив на это учреждение около 7000 рублей из своего жалования. И многое другое. И за все это мне даже спасибо не было сказано. Ну да Бог со всем этим – была бы совесть спокойна…».

(12 марта 1911 года.)

Лучше лишиться самому

«…В «Музее по антропологии и этнографии имени императора Петра Великого»… удалось увидеть председателя этого музея ординарного академика Василия Васильевича Радлова - мне известного ученого и типичнейшего немца. Он сам показал нам музей, проведя по всем его помещениям. Интересный у меня произошел с ним разговор по поводу оборудования музеев в провинциальных городах и особенно в таких глухих, как Обдорск, местностях. Почтенный Василий Васильевич сказал мне, что считает непростительным проступком с моей стороны оставление Обдорску основанного и собранного мною там этнографического музея. Все равно там все это погибнет, как исчез знаменитый Минусинский музей и многие другие меньше известные и менее значительные по коллекциям. Хорошо было держать этот музей мне, но необходимо было, по его убеждению, вывезти его из Обдорска, когда я оставлял его.

Я говорил так: «Живя в такой, как Обдорск, глуши, можно сохранять облик человеческий исключительно тогда только, когда всегда неизменно будет наполнено время. «Служба» надоедает. Надо поэтому «изобрести» к ее дополнению что-либо особое. Первое, что следует в таких случаях делать – это заняться изучением края с той или иной стороны. Изучение невольно заставляет заняться коллекционированием вещей и предметов той области знания, которая служит предметом изучения. Но чем человек больше живет в таких, как Обдорск, пунктах, чем больше он трудится там, тем больше начинает привязываться к своему делу, и тем сильнее является у него желание принести посильную пользу этой местности. Я, занимаясь на севере этнографией, составил большую библиотеку и музей, делая это сначала в личных интересах, с течением времени стал делать в интересах общественных. Уезжая из Обдорска, если бы я взял все мною собранное, то этим лишил бы край дорогого сокровища, которое уже успело принести немало пользы местному населению, и будет приносить в будущем. Мне все дорого там, в Обдорске, и обижать его увозом библиотеки и музея было бы для меня грехом. Зачем отнимать от края то, что служит верным залогом его будущего интеллектуального развития. И я по убеждению оставил на память обдорянам библиотеку и музей, решив, лучше самому лишиться того, что мне дорого, чем лишать многих людей учреждений, какие много должны способствовать развитию края».

Василий Васильевич Радлов, признавая справедливость моих мыслей, сказал, что в таком случае хорошо бы было как-нибудь соорганизовать «охрану» Обдорского музея, отдав его под покровительство хотя бы императорской Академии Наук. Я, соглашаясь с этим, обещал обдумать все это и затем сообщить ему…».

(4 марта 1911 года, во время поездки в Санкт-Петербург.)

Братья, не уничтожайте!

«…Братство как таковое без библиотеки и музея не будет приносить миссии пользы. Только тогда братчики будут воодушевляться на работу, когда в самом Братстве будут учреждения, так или иначе связывающие братчиков с этим учреждением. Этим связующим звеном и были библиотека и музей. Упразднятся они - упразднится и Братство. В нем все сведется к сбору денег, которые еще нужно уметь собирать. Вся деятельность Братства сведется на нет. Напротив, наличность библиотеки и музея воодушевляли братчиков на поддержку Братства. Сами же эти учреждения делали Братство учреждением просветительным. В делах Братства хранятся мотивы учреждения библиотеки и музея. Они прекрасно изложены и их надо хорошенько прочитать на собрании…».

«…о. Иннокентий не хочет поддерживать эти учреждения. Вольному воля, спасенному рай, говорит пословица. Не он хозяин Братства, он только представитель его. Хозяин Братства – все члены его и к вам обращаюсь: поддержите при Братстве библиотеку и музей, в ошибке своего предложения скоро сознается и о. Иннокентий. Человек эволюционирует. Вспомните, каким был я в первые годы своей жизни в Обдорске, как по своим взглядам походил на теперешнего о. Иннокентия. Братья, не уничтожайте того, что так дорого стоило мне при реализации в Обдорске библиотеки и музея. Разрушать легче, чем созидать…».

(Из письма к членам Обдорского Братства во имя святителя Гурия.)

Написать лучше и проникновеннее, чем это сделал Иван Семёнович, пожалуй, трудно. Впрочем, это нам сегодня ни к чему, потому что созданные им в начале ХХ века библиотека и музей, несмотря на все сложности и болезни развития, выжили. Трудами и заботами их сотрудников они превратились в то, что мы можем видеть сегодня. Научная библиотека и краеведческий музей, вошедшие в состав Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса, гордо носящего имя своего основателя, продолжают просвещать и приобщать к многовековым культурно-историческим ценностям все большее число жителей и гостей Ямала. Именно это сегодня является самым лучшим памятником бескорыстному православному миссионеру-просветителю игумену Иринарху (в миру Ивану Семёновичу Шемановскому).

Фото к статье
Из дневников игумена Иринарха о библиотеке и музее ОбдорскаИз дневников игумена Иринарха о библиотеке и музее Обдорска
Фото:из архива МВК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт