В начале сороковых годов прошлого столетия в Салехарде в доме №20 на ул. Ленина – это двухэтажный дом напротив городского сада - проживала семья Ивана и Веры Сандаловых. Иван Ильич работал на почте, а Вера Дмитриевна - заведующей пошивочной мастерской. В 1944 году с фронта вернулся их старший сын Николай, контуженный и очень больной.
Подлечившись, он пошёл работать в горком комсомола. Вскоре Николай познакомился с юной и красивой девушкой Асей Сидоровой. Молодые поженились, 1 октября 1945 года у них родился мальчик, назвали его Сашей.
В 1963 году Саша Сандалов окончил салехардскую среднюю школу №1 с серебряной медалью и поступил в Государственный университет им. М.В. Ломоносова на физический факультет.
Я очень хорошо знала семью Сандаловых. В детстве мы жили в одном доме, с Сашей я училась в одной школе. Его мама, Анастасия Георгиевна, была моей первой учительницей.
В студенческие годы Саша каждое лето приезжал в Салехард к родителям, встречался со своими однокашниками. Заходил в гости к Анастасии Антоновне Ипатьевой, она вела химию, была у них классным руководителем и просто другом. После окончания университета Саша раза два был в Салехарде. Когда его родители в 1971 году переехали в Тюмень, он ещё раз приезжал в Салехард в 1978 или 1979 году со студенческим отрядом. Все эти годы связь с Сашей Сандаловым я поддерживала по телефону. Иногда получала от него короткие письма и отвечала на них.
Я хочу рассказать друзьям, знакомым, салехардцам о нашем замечательном земляке, который стал не только учёным с мировым именем, оставившим огромное научное наследие. Горько осознавать о нереализованном потенциале главного научного сотрудника, доктора физико-математических наук, профессора, доброго, мудрого, чуткого, душевного, уважительного человека Александра Николаевича Сандалова, скоропостижно скончавшегося в Москве 18 февраля на 64 году жизни.
Все, кто знал Александра Николаевича, работал с ним, осиротели. Многие до сих пор не могут смириться с его уходом из жизни. Во время поминок на девятый день один из его учеников, не склонный к пафосу и красивым словам, сказал: «Для меня уход Александра Николаевича оказался тяжелее потери отца. Он стал учителем для многих десятков людей».
В студенческие годы Александр Николаевич кроме учёбы занимался общественной работой, был заместителем командира оперативного отряда МГУ, ездил в строительные студенческие отряды. После окончания физического факультета в 1969 году поступил в аспирантуру, но до её окончания Александра Николаевича оставили на факультете для выполнения важного правительственного задания. За два года аспирантуры он написал и защитил кандидатскую диссертацию.
С 1972 года Александр Николаевич работал на физическом факультете МГУ - сначала в должности ассистента, затем старшего преподавателя, доцента. В 1977-м был командирован Министерством высшего образования СССР на научную работу в США. Тематика – СВЧ-приборы и физика плазмы. После возвращения на родину стал заместителем декана физического факультета МГУ. В 1992 году Александр Николаевич организовал центр информационных средств и технологий физического факультета, возглавил его и до конца был его директором. Ряд профессоров факультета выступили с инициативой дать имя Сандалова основанному им центру.
У Александра Николаевича более 150 научных работ. Под его руководством 64 студента защитили дипломы, трое – кандидатские диссертации. В 1995 году ему присвоена степень доктора наук в информационных технологиях. До этого он получил звание член-корреспондента международной Академии информационных процессов и технологий. Кроме того, Александр Николаевич являлся представителем России в организации Европейских университетов по информационным системам.
По приглашению ряда институтов часто бывал за рубежом для чтения лекций и научной работы. В этом году Александра Николаевича пригласили в Китай. 22 февраля он должен был ехать в Пекин, но внезапная смерть 18 февраля сорвала эту поездку.
Основной специальностью Александра Николаевича были мощные СВЧ-приборы, и связана она в основном с ускорительными системами и оборонными применениями. Он был не только учёным – это великий сын России. Если бы не преждевременная смерть, сколько ещё пользы принёс бы своей стране этот незаурядный, талантливейший человек.
Чтобы лучше узнать об Александре Николаевиче как о человеке, муже, отце, я позвонила его жене Любови Павловне. Она много интересного поведала мне о своём муже, с которым прожила много лет.
Любовь Павловна со своим будущим мужем познакомилась на студенческой вечеринке весной: «Мы стояли у открытого окна на третьем этаже, поспорили, можно ли с такой высоты спрыгнуть. Александр Николаевич, не долго думая, прыгнул. Я перепугалась за него, помчалась вниз. А он стоит, как ни в чём не бывало, и говорит, что ничего случиться не могло. Он рассчитал траекторию падения (там сбоку был сугроб). Потом пошёл меня провожать и тут же предложил выйти за него замуж.
У Александра Николаевича было две семьи. Вторая семья - это я, первая – физфак МГУ. Это коллеги, сотрудники, студенты, которые называли его вторым отцом и за которых, если нужна была помощь, Александр Николаевич шёл и в огонь и в воду. При этом на работе был непреклонным и даже жёстким. А в семье, с друзьями – добрым, мягким человеком, внимательным и любящим мужем и отцом.
С утра и до позднего вечера он работал. На всех хватало сил: это не только кафедра, это и должность замдекана, и стройотряд, и оперотряд, и многое другое. И это не для карьеры. Он просто так жил. Мне не нравилась такая его загруженность на работе. Первое время в нашей совместной жизни были проблемы. Муж был непреклонен, и пришлось мириться с его пристрастиями и привычками. А потом я и сама «проросла» жизнью физфака и полюбила его так же, как и Александр Николаевич. И началась у нас жизнь одна на двоих. Столько лет в браке нельзя объяснить везением. Это, наверное, и есть любовь, преданность.
Когда Александр Николаевич бывал в длительных командировках за границей, не поверите, мы писали письма друг другу по два раза в день. Александр Николаевич прожил яркую, интересную жизнь, и нам с сыном посчастливилось пройти её вместе с ним рядом. Счастье родителей влияет на судьбу детей. У нас вырос прекрасный сын Александр, внимательный, заботливый, спортсмен. Саша получил два высших образования.
Мы с Александром Николаевичем до конца сумели сохранить самое дорогое: настоящую любовь и искреннюю привязанность друг к другу. Мы могли ворчать друг на друга, могли вообще молчать, но всё равно мы делали это вместе, мы были людьми, которым было трудно дышать друг без друга».