Шестидесятилетний юбилей в этом году отметила вторая салехардская школа. Такую же дату, но в собственной жизни отпраздновал и один из её работников. Стихи, как и женщина, должны одеваться красиво, - об этой фразе советского поэта Михаила Светлова регулярно напоминает ученикам Иван Обухов, руководитель школьного клуба любителей поэзии.
Танковая география
- Через наш клуб, как я постарался подсчитать недавно, проходит примерно двадцатая часть учащихся школы, – начинает рассказ Иван Сергеевич. - Всё в жизни логично и всё объяснимо – ещё в школьные годы я с другими ребятами занимался выпуском литературных альманахов, как и позже, в бытность студентом. Это потребность помочь тем, кто начинает что-то писать, слагать стихи, пробует своё перо. Изначально, впрочем, после приезда в Салехард и речи не было о каком-то клубе или другой подобной организации. Просто в марте 2004 года я подготовил сборник стихов – ходил по классам, встречался с детьми, разговаривал с учителями. Всего тогда набралось шесть авторов. Сборник увидела директор школы и посодействовала тому, чтобы такой кружок появился.
Для меня самого всё началось банально: любил читать. Вспоминаю, какие очереди были в маленькой школьной библиотеке. Учился я в Боровской средней школе – известный казахстанский курорт Боровое называют ещё сибирской Швейцарией. Я рад, что детство моё прошло именно там. Учителя у нас, к слову, были очень интересными людьми – географию, например, вела дочь конструктора танка Т-34.
К победе коммунизма!
- Пытался сочинять: складывал слова, что-то бормотал про себя. Первый «выход в свет» в 1962 году, а я учился в то время в шестом классе, получился весьма удачным. Тогда как раз отмечалось сорокалетие пионерской организации, и в республиканской газете «Дружные ребята» был объявлен конкурс. Рискнул, отправил своё стихотворение под громким названием «Вперёд, к победе коммунизма!» - все мы тогда верили в коммунизм, и сейчас мне нисколько не стыдно об этом вспоминать, - и оказался победителем.
В школу на следующий день идти не хотелось. Ведь все выписывают эту газету, а значит, уже знают. Так и случилось – занятия в нашем классе этим днём практически были сорваны. Первый урок, математика, и тут поднимается рука, да не одна: а вы читали стихотворение Вани? Нет? И появляется с десяток экземпляров газеты. Учительница читает про себя, потом её просят прочесть вслух, идёт обсуждение, а в итоге минут двадцать урока как корова языком слизала, и пора уже объяснять новую тему – спрашивать учеников некогда. Я чувствовал, что ребята спекулировали этим – и на втором уроке было то же самое, и на третьем, - по одному и тому же сценарию.
Иван Сергеевич Обухов - учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования. В 2009 году стал обладателем гранта главы города в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Образование», в 2007 – занял первое место в окружном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Также в копилке его регалий первое место в окружном этапе Всероссийского творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» в 2007 году за стихотворение о флаге России и звание лауреата городского фестиваля педагогических идей в 2008 году. Не забывает Иван Сергеевич и о журналистике – его публикации уже появлялись на страницах «ПК». В одни из летних каникул успел поработать корректором в окружной газете «Красный Север». А с печатных станков одноимённого издательства не так давно сошёл уже шестой, посвящённый юбилею второй школы, сборник стихов учащихся под названием «Родничок». Вошедшие в него стихотворения также готовил к выпуску в свет наш герой.
Потом писал понемногу – не скажу, что именно хотелось творить, просто найдёт что-то, появится мысль – изложу на бумаге. В десятом классе печатался в районке, в студенческие годы писал рецензии на сборники стихов уже в областной газете, там же появлялись и мои собственные стихотворения. Уже здесь, в Салехарде, подборка моих стихов выходила в «Ямальском меридиане».
Романтика на матраце
- Ещё в бытность студентом педагогического института я очень хотел поехать на Север. Не из каких-то финансовых соображений: манил дух романтики. Мои молодые годы приходятся на шестидесятые, так называемую хрущёвскую оттепель. Романтика действительно жила тогда, и мы ощущали её. И первая профессия, которую я хотел получить – геолог. В мыслях, впрочем, успел побывать и архитектором, какое-то время мечтал о журналистике. Позже всё же довелось четыре месяца поработать в районной газете корреспондентом. Успешно, но жить было негде – ночевал то на вокзале, то на матраце у заведующего типографией. Обещали квартиру, но не получилось. Хотя со средствами массовой информации не порываю до сих пор.
Моя племянница тоже мечтала о Севере, и знакомый сообщил ей, что во второй школе требуется учитель. Она к тому времени вышла замуж и поездку уже не планировала, так что отдала номер телефона мне. Я позвонил в школу, узнал, что учитель на самом деле нужен, и поехал, даже не завершив учебный год, оставив класс с шестью будущими медалистами. Об отъезде детям не сообщал до последнего, сказал только на предпоследнем уроке. И вдруг одна девочка встаёт и говорит: «Иван Сергеевич, так нечестно. Вы нас к себе приучили, а теперь бросаете». Конечно, я испытал неприятные ощущения, но справился с собой. Сын учился в десятом классе, и нужно было думать о дальнейшей его судьбе, об учёбе. Во вторую салехардскую школу я пришёл 3 марта 2003 года.
Жизнь в полёте
- Недавно я отметил свой юбилей, и, знаете, приходит мысль: жизнь просто промелькнула. Как будто и не жил эти шестьдесят лет. Всё так быстро – может быть, из-за постоянной активности, адреналина, который я получаю от своей деятельности. Считал годы – первого сентября я уже в сороковой раз переступил порог учебного заведения как преподаватель. Не только школы – ещё около восемнадцати лет преподавал в Казахстане, в педагогическом университете. В школе я прижился в хорошем смысле этого слова, здесь мне нравится, нравится и коллектив – один из лучших, какие я знал. И что ещё хорошо – есть возможность развернуться. Хотя бы этот клуб, который работает с подачи директора школы Елены Сивицкой.
Сейчас легче набрать детей в танцевальную группу или тех, кому нравится петь. Что касается литературы – конечно, существуют проблемы. Современные школьники мало читают, мало интересуются литературой и поэзией, в частности, – приходится выискивать, убеждать попробовать свои силы. Я работаю с детьми вовсе не для того, чтобы они потом стали поэтами. Это нужно для общего интеллектуального развития. Я даю больше уроки техники, мысли должны вкладывать сами ученики.
Всегда хочется сравнивать, тем более учитывая, что ребята сейчас, конечно, другие, не такие, как сорок лет назад. Это естественно. Не скажу, что с годами как-то по-другому стал относиться к детям. В этом году повстречался со своими первыми учениками в тех краях, где начинал работать. Им уже далеко за сорок. Я видел пятерых, и каждый по отдельности мне сказал, что я совсем не изменился.
Учитель – не прокурор
- Сейчас надо подходить к детям мудро, воспринимать такими, какие они есть, но при этом, разумеется, стремиться делать их лучше, воспитывать. Мы не прокуроры, хотя мне приходилось, к сожалению, встречать учителей, которые могли возомнить себя таковыми: выносить не слишком обоснованные приговоры, предрекать будущее ребёнка – это очень оскорбительно. Были такие факты. Но нельзя требовать от ученика, чтобы он повторил тебя, предлагать ему собственные идеалы. Воспитывать надо так, чтобы всё хорошее в ребёнке как бы собиралось воедино.
Убеждён, чтобы добиться успеха в обучении детей, в их воспитании, нужно корректно относиться к родителям. За все эти годы я не припомню случаев конфронтации, все беседы заканчивались спокойно, без выяснения отношений. К разговорам с родителями надо готовиться, объяснять так, чтобы они верили тебе, признавали, что именно так, а не иначе надо было поступить в той или иной ситуации.
Учитель – человек, который может с полным правом сказать: мои дети. Не родные, конечно, но мои – мои ученики, какие бы они ни были. Это чувство ответственности за судьбу каждого. И я молю Бога, чтобы в жизни у моих детей всё складывалось хорошо.