наверх

Сколько лет Обдорску?

«ПК» № от 1 июля 2015

В связи со 130-летием со дня рождения Ивана Семёновича Шемановского снова упоминается о его роли в создании первых в Обдорске и округе библиотеке и музее. Но хотелось бы обратить внимание на некоторые другие дела христианского миссионера и просветителя, которые остались незаслуженно забытыми и требуют возрождения.

Так, довольно редко говорится и пишется, что Шемановский организовал первые интернаты для детей коренных малочисленных народов Севера - для мальчиков и девочек. Поразителен размах деятельности христианской миссии в конце XIX – начале XX века, деятельности, которую возглавлял сам главный церковный служитель. При нём не просто работала православная церковь в Обдорске, а были организованы летние и зимние походно-тундровые выездные церкви. Располагавшаяся в чуме церковь была понятна и близка ханты и ненцам, коми и русским рыбакам. Сборно-разборная церковь переезжала с места на место, доставляла веру в Христа прямо к зимним кочевьям и местам летней рыбалки.

Мне кажется, недооценённой, недостаточно изученной осталась деятельность И.С. Шемановского как просветителя. Чтобы дойти до каждого ненецкого и хантыйского ребёнка, заинтересовать детей в постижении христианства, грамоты и культуры, Иван Семёнович основал переводческую комиссию, члены которой создали первые в истории нашего края учебно-методические комплексы для изучения родных хантыйского и ненецкого языков. В этот комплекс входили учебник обучения грамоте на родном языке, хрестоматия для чтения, учебные книги по изучению хантыйского языка Матиаса А.Кастрена, книги по языкам остяков и самоедов А.А.Дукина-Горкавича, переведённые на хантыйский и ненецкий языки Библия и труды апостолов Христа. Повторяю, труды эти не только не изучены, но и, к сожалению, не переизданы.

Также забыто такое доброе дело И.С.Шемановского, как создание в Обдорске северного ботанического сада. Для этого он перевёз все недостающие цветы и растения тундры и лесотундры и заказал многие экспонаты из других мест.

Совсем недавно, в ноябре, салехардские авторы собрались вместе и создали общественную организацию «Литераторы Салехарда». В связи с этим фактом следует обратить внимание на то, что Иван Семёнович Шемановский фактически был одним из первых писателей края. Поскольку на литераторский талант игумена Иринарха никто не обращал внимания, приведу в пример отрывок, из которого сразу станет очевидным писательское мастерство церковнослужителя. «Ах, как воплотилась в остяках природа Севера, как слились они с нею! Как своей неподвижностью и вялостью, обычным отсутствием во взорах мысли они напоминают полярную природу, безжизненную, мёртвую… Как редкими, чарующими глаз вспыхиваниями напоминают они необычно красивые, заставляющие всё забывать явления природы Севера. Это великолепие дарует природа нечасто, но очень много светлых и возвышенных минут вносит в тоскливую монотонность жизни…» - вот так образно писал И.С.Шемановский.

И, пожалуй, ещё об одной стороне деятельности игумена Иринарха следует сказать: он был серьёзнейшим краеведом, ко многим забытым аргументам которого следует возвратиться. Лично меня удивило, что И.С.Шемановский в «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Берёзовском крае Тобольской губернии» (1832 - 1910гг.) вовсе не упоминает 1595 год, принятый нами за дату основания Обдорска. Дело в том, что по его убеждённому мнению (подтверждённому документами), наш город возник гораздо раньше: первое упоминание о нём в разрядных книгах встречается уже в 1499 году, то есть в один год с Пустозерском. Более того, не менее убедительна дата существования Обдорска даже раньше 1499 года – уже в 1484 году. Так что если быть последовательным краеведом, каким был И.С.Шемановский, то в 2009 году Салехард должен отметить 525-летие со дня основания, так как фактически он на сто с лишним лет старше, чем принято считать.

Личность Ивана Семёновича, его многогранная деятельность столь внушительны, что значение их со временем будет лишь возрастать в геометрической прогрессии.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт