наверх

Мерзлотник Обдорского села

«ПК» № от 1 июля 2015
Мерзлотник Обдорского села

Обдорские купцы, как и всё их сословие, были весьма экономные и рачительные хозяева. Они, а по современному «предприниматели», ещё тогда, в XIX и в начале XX века, вгрызались в вечную мерзлоту совсем не для того чтобы потешить любознательных, шустрых, а порой и шкодливых пацанов.

Уж если взять да по-простецки уйти в наше далёкое детство, то мы, прежде всего, читали книжки с картинками, где на высоченных скалах гордо красовались старинные замки с башнями и с таинственными подземельями с замурованными ходами.

Ежели пытаться применить этот стиль к временам Обдорска, то у нас имелись лишь деревянные хоромы, а посему недолговечные, а если коснуться подземелий, то сюжет получится ещё более интересный, если даже не захватывающий, ибо неведомый всему просвещённому миру…

Речь пойдёт о мерзлотнике. А узнал я о нём в 1966 году, когда начал работать в ямальской сельскохозяйственной опытной станции. Тогда, в порядке широкого производственного эксперимента, заместитель директора станции по науке поручил мне провести опыт над песцами салехардской зверофермы с целью найти возможность сократить расходы на корм путём добавки белково-витаминного концентрата.

Для этого песцов разместили в транспортных клетках прямо в мерзлотнике, стало быть, в самом подземелье. Они, бедные, сидели там и летом  в полной темноте. А включался свет лишь на период раздачи им подкормки, кормления и уборки. Надо сказать, что в подземелье было очень чисто, и стоял свежий воздух – благодаря хорошо налаженному обмену через вентиляционную трубу.

Проку от той затеи было никакого, песцы выжили, но резвее не стали. Но меня поразил не сам опыт, а невиданный и неслыханный мной доселе мерзлотник. Дивился я той обстоятельности, как он был сооружён. И понял, что сделан он не впопыхах, и ни к какой там дате или событию. Для получения горизонтальной выработки, пригодной для эксплуатации подземелья, применялось ведь самое обычное кайло, а не землеройные машины и отбойные молотки.

Обратите внимание на старую фотографию. Сделана она автором в 1966 году фотоаппаратом ФЭД-2 без дополнительного освещения. Над клетками заметен лёгкий куржак от кристаллизации дыхания песцов.

По устной молве, после купцов тот мерзлотник принадлежал до 1968 года базе морлова, потом Межрайбазе, а затем, в 70-е, попал в собственность сельхозопытной станции. И в сию пору, как бы ничейный, находится в какой-то степени разрухи. Ибо при строительстве Салехардского острога применяли сваебойные машины.

Свежая фотография сделана автором в конце апреля 2010 года цифровым фотоаппаратом. На горе видна Никольская вежевая башня Обдорской крепости, построенная по проекту академика Ополовникова в 1994 году, к 400-летию Салехарда. Внизу хорошо виден вход в мерзлотник. Две филёнки от вагонки, которой оббита входная дверь, вышиблены. А на горе была вентиляционная четырёхгранная труба высотой до трёх метров в виде опущенных створок жалюзи. Она стояла у левого края поворота от начала улицы Республики при спуске к конторе Речпорта. Ныне на территории острога её нет. Зимой она обычно была открыта, чтобы в подземелье попадал морозный воздух, а летом закрыта.

Представьте себе высокий берег Полуя. Чуть ли не от самого устойчивого летнего среза воды люди врубились в вечную мерзлоту коренного берега. И не с кондачка, а с определённой конструктивной и хозяйственной задумкой. Вход, а точнее въезд, узкий, едва-едва проедет экологически чистая и мощностью всего в одну лошадиную силу телега или сани-розвальни. И высотою проходка чуть поболе человеческого роста. Лошадка могла сделать круг вокруг мощного центрального несущего монолита и опять выйти к утолщённым термоустойчивым входным дверям. А от этого круга радиально отходили ниши (шесть или восемь) для хранения, надо полагать, мясной и рыбной продукции.

Обратите внимание, ведь купцы без научных изысканий как-то узнали, что в старинном Обдорске вечная мерзлота линзовая, а не расстилается сплошным ковром. И что интересно и не менее загадочно, в те времена ещё не ведали для зондирования земли ни методы бурения, ни сейсморазведки. Как-то знали и местные аборигены, а по-тогдашнему остяки, что этот скрытый от ветров гористый участок берега, пусть и на южной стороне, недоступен для рытья землянок под жильё.

Вот тогда я и подался к корифею по всякой местной бывальщине Вячеславу Берулину, теперь уже трижды дедушке. И поведал он следующее:

– Знаю про этот мерзлотник. Его строили ссыльные, которых нанимали купцы.

17 декабря я спустился к мерзлотнику. Шёл туда со стороны причала. Приблизительно метров за сто от цели прямо на дороге образовался постоянно намерзающий наплыв зеленовато-желтоватого цвета. Так, в центральной части города образовалась антисанитарная зона или попросту помойка. Весной вся эта гадость потечёт в Полуй. А вход в мерзлотник исчез. Его просто-напросто срыли, а деревянное обрамление и плотные ворота куда-то исчезли. На этом месте видна в запустении открытая и свободная от кустов заснеженная полянка. Вроде бы там никогда ничего и не было…

Фото к статье
Мерзлотник Обдорского селаМерзлотник Обдорского села
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт