наверх

Музей мёртвой дороги

«ПК» № от 1 июля 2015
Музей мёртвой дороги

В Музейно-выставочном комплексе имени Шемановского авторы – историк, учёный, писатель Вадим Гриценко и журналист, член Союза писателей России Вячеслав Калинин – презентовали новую книгу «501/503. История «мёртвой дороги». 

Железная дорога Чум – Салехард – Игарка более известна как строительство №501. Это был один из самых грандиозных проектов середины прошлого столетия. С точки зрения экономического развития он был нацелен на освоение богатых полезными ископаемыми приполярных северных территорий. Ну а с точки зрения военно-стратегических планов – на организацию защиты арктического побережья СССР.

Авторы разложили по полочкам все основные аспекты хода строительства. В архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Салехарда проведён не один месяц, изучены кипы документов. Кто «тянул» долгие сроки, как одевали, кормили и берегли здоровье заключённых, какой работой перевоспитывали и культурно облагораживали. Последнее, наверное, самое интересное и светлое. На 501-й «сидела» агитбригада такой талантливой мощи из звёзд мировой величины, что до сих пор театральная и музыкальная жизнь Салехарда не достигла тех высот.

Раскрыты и самые трагичные страницы. Страшные свидетельства того, как беглые заключённые уничтожали коренное население, зверские убийства временами были массовыми, гибли одновременно десятки человек, разрушались стойбища. Это было ответом на то, что коренное население всегда сообщало о беглых властям. Кроме того, существовал порядок, согласно которому, если оленеводы, охотники смогли убить беглого заключённого и представили доказательства: либо отрезанную кисть руки, либо отрезанные уши, то получали вознаграждение – мешок муки, 30 рублей и винтовку-трёхлинейку.

Авторы подчёркивают, что данная книга – менее всего публицистика. На сегодняшний момент это наиболее фундаментальный труд, подкреплённый архивными данными и воспоминаниями участников событий – бывших заключённых и сотрудников лагерей.

Ещё живы свидетели, в архивах хранятся документы, причём многие до сих пор с грифом «совершенно секретно» недоступны исследователям. Сохранилась материальная часть, железная дорога, шпалы, костыли, дрезины, семафоры, лагерные постройки и даже живописные фрески на белёных стенах внутри бараков. Но приходится констатировать факт – многое, что уцелело, в ближайшие годы может исчезнуть. И не от ветхости и старости, а от рук человеческих.

Сейчас остро стоит вопрос реализации проекта, результатом которого стал бы небольшой музей под открытым небом. Идея очень проста: где-нибудь на окраине Салехарда, Надыма или на территории, где лагпункт сохранился в большей степени, установить две-три вышки в хорошем состоянии, штрафной изолятор, вахту, создать музей. Проект дорогой, но его нужно реализовать. Иначе уже через пару лет не останется ничего.

Впрочем, у дороги есть и будущее. Сегодня появились технологии строительства железной дороги в вечной мерзлоте, и трасса Салехард – Надым способна задать направление среднесибирской магистрали.

И несколько слов о доступности книги, изданной екатеринбургским издательством «Баско» тиражом в 1000 экземпляров. Она поступила во все библиотеки и явно претендует стать историческим бестселлером для каждого, кто умеет помнить и уважать прошлое.

Фото:Вячеслав ЕГОРОВ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт