наверх

Звезды небесные и земные

«ПК» № от 1 июля 2015

В небесной науке астрономии есть свои земные звёзды. 15 августа этого года исполнилось 190 лет известному русскому астроному польского происхождения Марианну Ковальскому (1821–1884 гг.).

Он внёс колоссальный вклад в изучение нашей Галактики и стал одним из основателей Русского астрономического общества. Марианн Ковальский – профессор Казанского университета и директор его обсерватории в 1850 годах, затем профессор Петербургского университета.

В своей жизни Марианн Ковальский имел отношение к Обдорску и Полярному Уралу. Вехой в его изучении стала экспедиция Эрнста Гофмана в 1847 – 1849 годах. В эту экспедицию по рекомендации известнейшего учёного Струве назначен Марианн Ковальский.

В первый полевой сезон экспедиция изучает западную часть Уральского хребта. А осенью переваливает через Урал до города Берёзова на Оби. Оттуда она отправляется на зимовку в Екатеринбург. А Марианн Ковальский уходит зимовать в Обдорск. Он, по свидетельству учёного, состоял тогда из пятидесяти деревянных домиков и одной старой церкви – это многократно перестраиваемая Васильевская церковь на Обдорском холме. Обитали, пишет Ковальский, в городке и русские – числом в двести семьдесят душ. Представьте село Обдорск того времени: домики из сплавного леса, магазинов нет, питание – мясо оленя, мороженая рыба и хлеб. Темнота, керосиновые лампы и всё…

После зимовки, летом сорок восьмого года, экспедиция Гофмана идёт по азиатской стороне Полярного Урала и, достигнув горы Пайер (в переводе с ненецкого Владыка гор), уходит на север. Здесь отряд Гофмана достиг самой северной точки Уральского хребта. Эту гору назвали Константиновым камнем, в честь Великого князя Константина, президента Императорского русского географического общества.

У Константинова камня Марианн Ковальский оставляет отряд Гофмана и с проводником идёт от устья Байдараты до устья реки Кары, где находит остатки деревянных крестов времен Петра Первого. Там Ковальский поставил свой первый астрономический знак.

Второй отряд экспедиции Гофмана под руководством Никифора Стражевского постигло несчастье: от сибирской язвы пали олени, погибла часть сотрудников, оставшиеся в живых почти месяц блуждали между хребтом и Обью, питаясь мхом, грибами, ягодами, но вышли к Берёзово, затем добрались до Екатеринбурга.

В то время Марианн Ковальский от Кары выходит к реке Щучьей и в сентябре 1848 года приходит обросший и оборванный в Обдорск, где узнаёт от зырян о гибели части отряда.

В Обдорске Ковальский решает зимовать, но, поправив здоровье, он уже в начале января 1849 года покидает Обдорск. С проводниками-зырянами на оленьих упряжках, Ковальский по ижемской оленьей тропе переваливает Уральский хребет в жестокие январские морозы, и больной, простуженный, где на оленях, а где на лыжах доходит до сёл на Печоре. Там он некоторое время отдыхает и затем добирается на попутных лошадях до Петербурга. В столице Ковальский обрабатывает данные исследований.

До экспедиции Эрнста Гофмана на Полярном Урале известны астрономические и географические координаты только одного пункта, остальная его территория и сама Обдория были «белым» географическим пятном. И только Марианн Ковальский, почти два года скитаясь пешком, на лыжах и упряжках по обдорской тундре, в горах Урала, проводя также метереологические и магнитные наблюдения, впервые определил в те годы 186 астрономических пунктов Крайнего севера Ямала и Урала. Результаты его работ вошли в первый том сочинения «Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой» (СПб., 1853, на русском и немецком языках). В дальнейшем Ковальский, занимаясь астрономией, определил вращение нашей Галактики, что подтвердили только в 1927(!) году. С работой Марианна Ковальского связана определённая эпоха в отечественной астрономии и математике.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт