Двадцать лет назад, в июле 1991 года, впервые за историю Новоземельского ядерного полигона его посетила группа представителей Ямало-Ненецкого автономного округа.
Новоземельский полигон непосредственно граничит с автономным округом, и его власти тревожило, что последствия ядерных испытаний сказываются на населении округа. Но в прежние времена добиться посещения сверхсекретного полигона гражданскими лицами было невозможно. Времена изменились с началом перестройки.
В 1991 году Алексей Ахромеев, председатель комиссии по экологии окружного Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа, провёл работу в Министерстве обороны СССР по организации поездки представителей округа на полигон.
В конце июля 1991 года на Новую Землю вылетела группа ямальцев. Возглавлял делегацию Александр Кузин, заместитель председателя окружного Совета. В составе делегации Алексей Ахромеев, депутат Окружного совета, депутаты Владимир Новиков и Николай Павленко, Алексей Бондарь, начальник штаба гражданской обороны округа, Юрий Худи, представитель Ямальского района и ассоциации «Ямал – потомкам!», Валерий Обценко, заведующий радиологической лабораторий окружной санэпидемстанции, и автор этих строк, в то время корреспондент Окружного комитета по радиовещанию. Со стороны военных в рабочую группу под руководством контр-адмирала Геннадия Золотухина входили начальники управлений Министерства обороны и Военно-Морского флота СССР, а также военные и гражданские учёные, среди них доктора наук Павел Рамзаев, директор Ленинградского НИИ радиационной гигиены, и главный геофизик объединения «Аэрогеология» Эмиль Островский.
Наша группа прибыла в аэропорт Рогачёво, а затем за несколько суток объехала объекты полигона и посёлок Белужье – центр жизни Новой Земли того периода. Мы побывали в средней школе, это было уникальное здание на Севере СССР, сегодня аналогичные школы есть в Салехарде, члены группы посетили военные объекты: госпиталь, базу военно-морского флота и гражданские объекты посёлков полигона. Все члены ямальской группы имели дозиметры, Алексей Бондарь и Валерий Обценко имели профессиональные приборы для измерений уровней радиации. Однако никакого радиоактивного «криминала» мы не нашли. Группа посетила ряд боевых полей полигона. Мы побывали в районе губы Башмачной в Южном испытательном посёлке, брошенном после 1975 года, когда провели последний ядерный взрыв мегатонного класса до вступления в силу договора 1974 года.
До подписания договора на Южной площадке в глубоких скважинах испытывали ядерные заряды, выхода продуктов распада на поверхность из недр не наблюдалось даже спустя 25 лет после прекращения взрывов. Затем вертолёты группы на бреющем полёте прошли над местом аварии 1987 года, когда после ядерного взрыва благородные радиоактивные газы просочились в атмосферу. Также на бреющем полёте мы прошли над командным пунктом «Панькова земля», отсюда шло управление взрывами. Затем наша группа посетила горный массив, где проводили подземные ядерные взрывы в штольнях глубиной до двух километров. Мы прошли в штольню, в глубинах которой 24 октября 1990 года проведено испытание ядерного устройства. Имея дозиметры, замеряли уровень фона у бетонной пробки, за их серией во время взрывов бушевал ядерный смерч. Мне показывали в колбе из свинцового стекла кусок некогда расплавленного взрывом гранита, впечатляет! А Валерий Обценко за время пребывания на полигоне сделал в его различных точках более 400 замеров, ни один не превысил допустимых пределов.
Новоземельский полигон образован постановлением СМ СССР и ЦК КПСС в 1954 году в разгар «холодной войны». Там проводили воздушные, подводные и наземные ядерные взрывы. Площадь полигона около 90 тысяч кв.км. Пятьдесят лет назад в октябре 1961 году над Северной площадкой архипелага на высоте около четырёх километров взорвано крупнейшее в истории человечества ядерное устройство. Его мощность по официальным данным превышала 50 мегатонн, а ударная волна от взрыва трижды обошла земной шар. Зарево взрыва видели в Салехарде, население которого эвакуировали на берега рек, окружающих город, боялись разрушений от взрывной волны.
В 1963 году по инициативе Советского Союза подписан международный договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. После этого на полигоне проводили только камуфлетные подземные ядерные взрывы. В 1974 году ограничили мощность ядерных устройств до 150 килотонн тротилового эквивалента, но этот договор США ратифицировали только в 1991 году. В СССР на 1991 год проведено около 715 ядерных взрывов, из них 500 под землёй после договора 1963 года. США на начало 1991 года провели около 1085 ядерных взрывов, из них около 757 под землёй по договору 1963 года. На Северном полигоне Советского Союза проведено 132 ядерных взрыва из них 42 подземных.
Материалы поездки зафиксированы в различных протоколах, переданных в органы государственной власти России и автономного округа. Затем по итогам поездки проведена аэрогаммафотосъёмка территории округа, в том числе в местах подземных мирных ядерных взрывов. Кроме того, по итогам поездки в округе прошло несколько слушаний, планировалось провести Международную конференцию в Надыме, но она не состоялась.
В своей совокупности итоги поездки ямальской делегации на Новую Землю стали исходным материалом для разработки информационных стратегий и стратегий безопасности на Севере. В последующем материалы 1991 года нашли своё отражение в ряде документов органов государственной власти России. Материалы о поездке вошли в книгу, изданную в 2007 году к 50-летию Северного полигона СССР.
К сожалению, документы о поездке депутатской группы утеряны, но при отлёте группы с полигона был сделан снимок. Он сохранил память. Сидят: второй – Николай Павленко, третий – Юрий Морозов. Стоят слева направо: Владимир Новиков, третий – Юрий Худи, четвертый – Александр Кузин, пятый – полковник Владимир Софронов, эксперт ВМФ СССР, шестой – адмирал Геннадий Золотухин, начальник управления Северного флота ВМФ СССР, седьмой – адмирал Виктор Горев, командир полигона, восьмой – Алексей Ахромеев, депутат окружного Совета, девятый – генерал Владимир Косоруков, начальник управления Министерства обороны СССР, одиннадцатый – Павел Рамзаев, двенадцатый – Эмиль Островский, шестнадцатый – полковник Анатолий Матущенко, семнадцатый – Валерий Обценко.