наверх

Из рода морских охотников

«ПК» № от 1 июля 2015
Из рода морских охотников

Сотрудники Центральной библиотеки Салехарда продолжают рассказывать об обдорских династиях. В этот раз в культурно-досуговом центре «Наследие» чествовали знаменитую семью Яунгад. 

Древние сказания

Ненецкий род морских охотников – Яунгад – обосновался на восточном побережье полуострова Ямал, в междуречье Сабетты и Вэнуево. В переводе на русский «Яунгад» означает человек, питающийся дарами моря, охотник на морских животных, помор, морское ухо или человек, улавливающий звуки моря.

Одна из семейных легенд гласит, что в древние времена, лет 300 – 400 назад, отважная молодая женщина родила вне брака мальчика. Спрятав его в рукав своей ягушки, сумела добраться с западного побережья полуострова на восточное. Беглянка размышляла, какую дать фамилию ребёнку, долго ходила по берегу, усыпанному морскими ракушками… Так появился род Яунгад. А мальчик рос не в длину, а в ширину, и в зрелые годы выглядел квадратным. По сохранившимся преданиям его звали Ерменя, или человек, который не знает своих родителей.

Ещё одна легенда живёт в миру – о том, как в начале 20 годов прошлого века дальний потомок главы рода, тоже по имени Ерменя, спас участников северной экспедиции, провалившихся под лёд в устье реки Вэнуево. Мужчина всех бедолаг переловил с помощью своего аркана и перенёс в чум. За это начальник экспедиции в знак благодарности выдал ему документ следующего содержания: «Предъявителю сего Ермене Яунгаду за спасение экспедиции на фактории Тамбей продукты отоваривать без всякой очереди, бесплатно, в любом количестве отпускать муку, хлеб, сахар, масло и другие продукты». И скрепил документ своей печатью.

Хабэча Завьюжный

Сегодня салехардскую семью Яунгад возглавляет наш коллега, главный редактор окружной газеты на ненецком языке «Няръяна Нгэрм», почётный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа – Хабэча Хыварёвич. Он и его супруга – верный друг и коллега Валентина Тандеевна воспитали четверых детей: Эдуарда, Ольгу, Илне и младшего Ясавэя, ныне студента нефтегазового института. На встречу с горожанами пришли и невестка четы Яунгад – Салбак и шесть замечательных внуков: Георгий, Айзана, Глеб, Ярослава, Анастасия и Максим.

В тот день глава большого семейства много шутил, рассказывая гостям истории, произошедшие с ним в течение жизненного пути. А одну, новогоднюю, по случаю приближающегося праздника Хабэча Хыварёвич поведал корреспонденту «ПК»:

– Это было несколько лет назад. Приходит ко мне Лариса Цупикова и говорит: «У меня возникла идея посетить главного Деда Мороза, который живёт в Великом Устюге. Мы с товарищами подумали и решили, что ты с этого дня будешь Хабэча Завьюжный». У меня всяких псевдонимов много, и этот тоже пусть будет, ответил я ей. Так мы и порешили. Затем на листе бумаги написали воззвание к Всероссийскому Деду Морозу о том, что мы приглашаем его на Полярный круг, в город Салехард. И… поехали в Великий Устюг.

Волшебная вотчина

– Нас там очень радушно встретили, – рассказывает Хабэча Яунгад, – провели по сказочной аллее к главной резиденции. Сам дворец хозяина стоит в сосновом бору, очень красивом месте. Пресс-секретарь Волшебника рассказала, как устроена жизнь Деда Мороза, по каким дням и числам он трудится. Кстати, в городе есть специальная почта Деда Мороза, куда ребятишки и взрослые пишут письма, а он отвечает на каждое послание сам.

А ещё в его резиденции женщины плетут удивительно красивые кружева, которые теперь возвращаются в моду. То есть попутно с волшебными делами главный Дед Мороз способствует возрождению русских народных промыслов.

После осмотра всего его хозяйства мы торжественно вручили Дедушке наше воззвание-приглашение. Он принял, и с тех пор ездит к нам в Салехард каждый год, а однажды даже в свой день рождения – 17 ноября – был у нас с визитом. В Горнокнязевске тогда с удовольствием ловил рыбу, организаторы постарались, чтобы он поймал большого налима.

Второй раз я поехал в Великий Устюг уже официальным ямальским Дедом Морозом, по должности, в национальной одежде. Интерес ко мне был огромный, дети, кто посмелее, выворачивали наизнанку мою малицу, смотрели, как она сшита, удивлялись. Кроме меня приехали поздравить главного Мороза России дюжина Дедов из разных территорий. Среди них наиболее яркие, колоритные – из Якутии и Бурятии. А из Набережных Челнов прибыли три Морозка, их так и зовут Морозки, они низкого роста, забавные, очень весёлые. А под Новый год по квартирам ходят, приносят радость людям, вот такие – не отморозки, а добрые и весёлые Морозки, – уточняет, смеясь Хабэча Завьюжный.

– Я, конечно, рад быть Хабэчей Завьюжным, – продолжает мой собеседник, – но не могу бросить основную работу, поэтому было решено мою должность ямальского Деда Мороза официально передать Ямал Ири, чтобы он вплотную занялся и благотворительной деятельностью и различными новогодними встречами по всему Ямалу и за его пределами. А с Всероссийским Морозом мы встречаемся регулярно. Когда он приезжает в Салехард, в первую очередь ищет меня, спрашивая басом: «Где Завьюжный?».

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт