наверх

Пионеры просвещения

«ПК» № от 1 июля 2015
Пионеры просвещения

Многообразна история создания системы народного образования на Ямале. Как и многое иное в регионе, своё начало она берёт в Обдорске, который был и остаётся духовным центром огромной территории Севера. До революции здесь не имелось государственной системы образования, и грамотные люди были исключением.

Букварь для инородцев

Исключение составляли ученики миссионерских школ. Просвещением населения Севера занималась Русская Православную Церковь. Именно она внесла первый вклад в создание письменности народов Севера. Отцы Церкви полагали, что родной язык - это сущность духовной природы человека и народа и средство к его перевоспитанию и образованию.

По распоряжению церковных властей в 1832 году открыта Обдорская духовная миссия. В 1846 году её священник Пётр Попов, по распоряжению Святейшего Синода, организует в Обдорске первую на сибирском Севере школу для русских и инородческих детей. Первую на пространстве на сотни тысяч квадратных вёрст! Священник Пётр Александрович Попов - первый русский учитель в Обдорском крае, а школу, что помещалась у него дома, он содержал нередко за свой счёт. Пётр Попов создавал первые буквари для коренного населения, начал работу по сооружению каменного храма Петра и Павла. К сожалению, имя Петра Попова забыто, а числится за ним много благих дел.

Большой вклад в просвещение населения внесли священники Обдорской миссии Александр Тверитин и другие. Церковь в своей деятельности на Севере создавала программы духовных училищ Тобольской епархии. Священники стремились создать письменность для северян, дабы те понимали богодуховные тексты. В конце XIX века при миссиях открывают школы-пансионаты для детей коренного населения. В школе Обдорской духовной миссии отца Иринарха получают образование Пётр Хатанзеев – создатель хантыйской азбуки и Иван Ного – ненецкий литератор.

В 1881 году, сто тридцать лет тому назад, в Обдорске открывают первое на Севере светское сельское двухклассное училище Министерства народного образования. Одно время в нём учительствует Анна Рослякова, уроженка Обдорска. Но познакомилась она со ссыльным студентом Иваном Гервасием. И пошла в революционное движение: царские тюрьмы, ссылки; знакомство и работа с Инессой Арманд, Владимиром Лениным, в общем, жизнь-легенда.

Учителя-подвижники

После Октябрьской революции советская власть выдвигает тезис всеобщего обязательного образования. Вот тогда, в двадцатых, и пошла из Обдорска в тундру культурная революция. И те, кто начинал её, достойны памятника вместе с другими – самыми первыми на Ямале.

В начале двадцатых в Обдорске действуют русская и зырянская школы первой ступени, последней руководит Григорий Артеев, а учительствуют Мария Рочева, Мария Поленова, Анна Терентьева. Русской школой с 1919 года заведует Михаил Протопопов, учителями работают Евгения Протопопова, Анна Туполева, София Ременникова, Анна Зефтель, Анна Терентьева, Анна Садовникова, Надежда Москвитина.

Вклад в историю Обдорска внёс сегодня забытый Григорий Артеев. До революции работал учителем Обдорской школы, руководил хором в храме Петра и Павла. Активный участник становления Советской власти на Обском Севере. В начале 20-х годов работал в школе, затем председателем Обдорского волостного исполкома, избирался делегатом конференции племён Полярного Севера. Работал счетоводом в Обдорском отделении общества «Хлебопродукт», в Доме ненца, участник переписи Севера 1926 года, агент Госстраха. Скончался в 1937 году. 

В 1924-м Обдорский РИК открывает школу-семилетку. Её организуют Павел Криворотов и директор Обдорской русской школы Иосиф Пейсель, участник Гражданской войны на Севере. В1925 году семилетнюю школу объединяют с зырянской. Учителями в школе работают Надежда Москвитина, Митюгина, Зольникова, Зинаида Полякова, Вилесова, Калугина, Цигвинцева. Обдорская школа обслуживает и само село, и окрестные стойбища рыбаков и оленеводов. Немало сил образованию в Обдорске отдаёт Дмитрий Булыгин, он родился в 1909 году в семье рыбака. В 1916-м поступил в обдорскую школу, учился в Кондинской, затем в Тобольске, и уехал учителем в обдорскую семилетку. С двадцать седьмого по тридцатый годы он заведует школой в деревне Лабытнанги, затем в посёлке Хэ. После службы в Красной Армии командиром взвода сабельных эскадронов в Средней Азии в Фергане, в тридцать третьем Булыгин приехал в Обдорск и работал директором вспомогательной школы, затем директором в посёлке Шуга. В сороковом году он назначен директором ФЗУ. В июле 1941 года Дмитрий Булыгин ушёл добровольцем на фронт, и в ноябре погиб на Украине.

Система ликбеза

В двадцатые годы Тюменская губерния, куда входил Обдорский край, занимала в стране по грамотности одно из последних мест. Поэтому в Наркомате просвещения РСФСР образуют Всероссийскую Чрезвычайную комиссию, в Тюмени - Губчека по ликбезу. Пункты ликбеза открывают в сёлах Обдорск и Мужи. А тюменская Губчека выделяет Обдорску в конце 1921 года 500 букварей, тысячу листов бумаги, 30 чернильных порошков, 8 коробок перьев. В феврале 1922 года ликбез Обдорска получил один чернильный порошок, пару карандашей и несколько листов бумаги.

Система ликбеза вела к созданию государственной системы образования. Но организация школ связана с большими трудностями - не хватает преподавателей. И по требованию партии в Обдорск едут русские учителя. В середине двадцатых сюда приезжают Лоскутов, Непомнящих, Трусов, Голобушин, Конышева, Реонида Мякинина, многие другие.

В эти годы решается задача и по подготовке национальных кадров для школы. Один из первых учителей из национальной среды Пётр Ефимович Хатанзеев - основатель национальной хантыйской школы в Собских юртах, недалеко от посёлка Катравож. Хатанзеев учился у отца Иринарха, затем в учительской школе под Тобольском. В дальнейшем ему, одному из первых на Севере, присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. Другим учителем был ненец Вылка-Уральский, он работал в школах Шурышкарского района. Среди учителей Севера Яков Хозяинов из Мужей, коми по национальности, он знал хантыйский язык. В Приуральской тундре ненцев грамоте обучает учитель Пантелеймон Сметанин. Перед войной в Приуралье работает Нина Желтовская – Сургутскова, её ученики есть в посёлках Щучья, Белоярск и других.

Следующим шагом, после образования округа, стало создание в 1932 году отдела народного образования, тогда его возглавила Будницкая. И к середине тридцатых на Ямале открывают школы, специальные учебные заведения, и всеобщая система народного образования в регионе стала реальностью. Сегодня эта система делает шаг в будущее. 

Фото к статье
Пионеры просвещенияПионеры просвещенияПионеры просвещенияПионеры просвещения
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт