наверх

Российские полярные одиссеи

«ПК» № от 1 июля 2015
Российские полярные одиссеи

Арктика. Здесь есть героизм тех, кто со скудным набором средств познавал её тайны в начале XX века, тогда естествоиспытатели сделали «первый взнос» в будущее индустриальное освоение высоких широт страны. Здесь мужество тех, кто пришёл сюда «дерзать и строить» и создал научный, социальный, индустриальный комплекс России от Мурмана до Чукотки. 

Царство вечного льда

Но давайте уточним для читателей географическое понятие Арктика, за которым судьбы многих исследователей, что рвались в зачарованный Снежной королевой регион планеты.

Согласно энциклопедическим источникам, Арктика – единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

В этом году экологи назовут районы российской Арктики, которые должны быть закрыты для промышленного освоения. Это необходимо для защиты обитающих там морских млекопитающих, сообщил директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин. По словам координатора программы по экологическому праву Фонда дикой природы России Екатерины Хмелёвой, сейчас в Государственной Думе РФ находится законопроект об Арктической зоне. Пока он не готов даже к первому чтению, и все известные варианты законопроекта не учитывают экологические особенности и хрупкость природы региона. 

Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь Арктики около 27 млн. кв. км; иногда её ограничивают с юга Северным полярным кругом (66°33′ с.ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн. кв. км. К Северному Ледовитому океану выходят территории Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии и незначительные участки Финляндии и Швеции, территориальных вод Исландии. На европейском континенте в Арктику включают регионы, севернее 68-й параллели, а в Северной Америке – севернее 60-й.

Россия – крупнейшее государство в Арктике. Протяжённость её арктического побережья - около 22 600 км, притом, что протяжённость арктического побережья всех прилегающих государств - 38 700 км. В Арктике проходит почти 16 тысяч километров государственной границы РФ. Первым документом, определяющим статус земель, расположенных в российской арктической зоне, явилась нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г., принятая по итогам Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Вилькицкого.

Последние десятилетия начато вовлечение в индустриальный оборот ресурсов высоких широт – Арктики. Поэтому власти автономного округа отмечают, что Салехард становится арктическим форпостом страны. 

По государственным актам СССР общая площадь полярного сектора СССР - России к северу от Полярного круга составляет 9,3 млн. км2, или 44 процента площади Арктики. Если юридически будет закреплено подводное продолжение России в океане, то площадь арктических владений страны существенно увеличится.

Притягательная загадка

Сегодня никто точно не скажет, когда первые исследователи пошли на Север. Странники проявляли интерес к ледяной пустыне, они искали путь в Индию, Китай. Через моря Ледовитого океана пролегает кратчайший путь, связующий восток и запад России и мира, - Северный Морской путь. А недра полярных морей, как и недра прилегающей к Пути суши хранят огромные запасы полезных ископаемых.

Арктика в буквальном переводе с греческого - «медведица», «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный».

Апогей изучения Арктики пришёлся на самое начало XX века. За его первые шестнадцать - семнадцать предреволюционных лет (1900 – 1916 гг.) в Арктику одна за другой уходят экспедиции: Эдуарда Толля, Александра Колчака, Степана Макарова, Андрея Вилькицкого, Владимира Русанова, Григория Седова, Георгия Брусилова и других. Уходит феноменальная по значимости Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, которой командует Борис Вилькицкий. Тогда же родилась и русская Полярная авиация. В состав экспедиции Вилькицкого для ледовой разведки включен летчик капитан второго ранга инженер-механик Д. Александров (1877-1917 гг.). Он совершил первый в мире арктический полет на аэроплане в бухте Эмма залива Провидения 20 июля 1914 года.

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов - нефти и газа. Для России Арктический шельф – одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Среди крупных российских месторождений – газовые: Штокмановское, Русановское и Ленинградское в западной Арктике.

Владимир Русанов в 1908 и 1909 годах – участник, а в 1910 и 1911 – руководитель научных экспедиций на Новую Землю, где он обнаружил месторождения полезных ископаемых. В июле 1912 года он возглавил экспедицию по обследованию угленосных районов Шпицбергена, где поставил двадцать восемь заявочных знаков, что закрепили за Россией право на разработку угля. Затем Русанов решил пройти Северным путём, но его экспедицию поглотили льды.

Особняком среди исследователей Арктики начала XX века стоят знаковые для науки и обустройства Арктики экспедиции и личности их участников. Это экспедиция барона Эдуарда Толля, которая открыла в Российской Арктике XX век (1900-1902 гг.). В её составе работал лейтенант Александр Колчак – одна из выдающихся фигур прошлого столетия, которая оказала огромное влияние на изучение Арктики в течение десятилетий. По итогам работ экспедиции Толля и своей (1904г.) по спасению потерявшихся путешественников Александр Колчак написал работу «Льды Карского и Сибирского морей», она вышла в свет в 1909 году и стала событием в научном мире.

В 1905 году выдающийся русский гидрограф генерал Андрей Вилькицкий с экспедицией прошёл Карским участком Северного Морского пути. Затем в 1912 году он выпустил книгу «Северный морской путь», где сформулировал идеологию трассы Северного Морского пути.

Недра Арктики содержат и дефицитные в России руды: важнейшие месторождения марганца – на Новой Земле, хрома – в Ямало-Ненецком автономном округе и Мурманской области, титана – на Кольском полуострове. На шельфе и арктических архипелагах установлены запасы и прогнозные ресурсы всех категорий россыпного олова, золота, алмазов, марганца, полиметаллов, серебра, флюорита, поделочных камней, различных самоцветов.

После Японской войны генерал А. Вилькицкий, капитан первого ранга А. Колчак, поддержанные офицерами Морского штаба, учеными, а также сибирским и уральским купечеством, добились того, что Совет Министров Империи 7 апреля1908 года признал необходимым «в возможно скором времени связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества, как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением».

На Невском судостроительном заводе строят по решению Комиссии адмирала В. Верховского и по инициативе А. Вилькицкого, А. Колчака, Ф. Матисена, академика А. Крылова первые стальные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», и в 1909 году они уходят  на Дальний Восток. Началась великая Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Научно-практическое наследие исследователей Арктики не успели использовать, рванула Гражданская война.

Долгое время Арктика считалась не приспособленной для жизни человека и, более того, непроходимой ни водным, ни наземным путём: норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен даже называл Арктику Страной ледяного ужаса.

С начала тридцатых, в Арктической зоне Советского Союза началась эпоха «бури и натиска»! Вся страна в едином порыве осваивала высокие широты. Основанный в 1919-м в Правительстве Александра Колчака Комитет Северного Морского пути, стал в 1932 году Главным управлением Северного Морского пути СССР, и работа трассы стала круглогодичной.

Кладовая на все времена

За десятилетия в её недрах открыты, и поиск продолжается, уникальные месторождения полезных ископаемых, рядом с ними встали новые города. Кировск, Апатиты, Мончегорск, Воркута, Инта, Норильск, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, вахтовые посёлки газодобытчиков Ямбург и Новозаполярный, Нижневартовск, Сургут, Мирный и другие. Немало строителей первых городов Севера жили в бараках за колючей проволокой или без неё, в брезентовых армейских палатках, в землянках, в вагон-городках с удобствами на ледяной улице, жили, как придётся и где придётся. Они построили города на вечной мерзлоте, что поразило мир. В Заполярье создана трудом поколений индустрия, культурно-бытовая, транспортная и производственная инфраструктура, аналога такому обустройству Арктики не имеет ни одно государство мира.

Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется IV в. до н.э., когда грек Пифей из Марселя совершил плавание в страну Туле, которая, по всей вероятности, была расположена далеко за Полярным кругом.

Только время идёт вперёд, выдвигая новые требования к изучению высоких широт России. Мы перешли порог Арктики, и началась эпоха правового уважения к природе и миру высоких широт. А его комплексное развитие – научная программа освоения, отвечающая стратегическим интересам России в Арктике XXI века. Свой вклад в программу, ещё более ста лет назад, внесли наши арктические предшественники, которые думали о величии арктической России.

А Салехарду, в рамках нового индустриального витка обустройства месторождений высоких широт, сооружения транспортных магистралей, суждена судьба одного из крупных центров Северной Азии, что скоро проявится в особенностях города на Полярном круге.

Фото к статье
Российские полярные одиссеиРоссийские полярные одиссеи
Фото:Интернет-сайт polarpost.ru
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт