В последние годы в ЯНАО прошли несколько крупных форумов, посвящённых проблемам Арктики. На них было представлено международное политическое и научное сообщество, которое так же, как и Россию, волнует социально-экономическое и нормативное обустройство этого региона мира. Обе эти проблемы весьма актуальны и для нашей страны, так как за их решением – интересы огромной массы людей, живущих вокруг да около Полярного круга.
Что скрыто в имени её?
Почему вокруг да около? Потому что, говоря о высоких широтах, мы попадаем в некую смысловую ловушку, которую необходимо обсудить во избежание магических заклинаний типа «Арктика – ресурс будущего России». А ловушка – это отсутствие вразумительного и научно обоснованного понятия «Арктика», и не случайно поэтому во многих источниках разнятся даже цифры площади этого региона страны. Сами же участники различных дискуссий по обустройству, скажем, высоких широт оперируют понятиями: Арктика, высокая Арктика, субарктика, Крайний Север… вот и пойми, где живёшь?
При советской власти Арктикой считали преимущественно зону Северного Ледовитого океана от береговой линии к Северному полюсу. Остальное, к северу от Полярного круга до береговой линии материка, именовалось Далёким, затем Крайним Севером. Тогда доходило до казусов: так, в Салехарде, городе на Полярном круге, районный коэффициент был 1 к 5, а в Лабытнанги, он севернее ямальской столицы, был уже 1 к 8! Когда началась эпопея нефтегазового освоения, то волевым решением ряд районов был причислен к Крайнему Северу. Это повышало заработную плату и привлекало, соответственно, в регион трудовые ресурсы. А путаницу с районным коэффициентом ликвидировали в начале девяностых.
В наше время, согласно одной из точек зрения, Арктикой считают зону к северу от Полярного круга. Это Северный Ледовитый океан, часть освоенной сухопутной зоны европейской России, а также малозаселённые земли азиатской России, где с городами на единицу площади не густо. Для севера европейской части страны, обогреваемой Гольфстримом, практически нет проблем, характерных для азиатской России, которая в три раза превышает территорию европейской России и обладает огромным ресурсным потенциалом и жестокими климатогеографическими условиями. Именно исходя из них, ряд учёных: географов, климатологов и других выдвигают другую точку зрения. Они предлагают считать Арктикой зону в целом к северу от южной границы тундры. Такой подход в силу климатических условий наиболее применим и оправдан для территории азиатской России, где мы живём, и о которой пойдёт речь. Он даёт более точный социально-экономический и географический критерий зоны. К примеру, по широте Иркутск южнее Москвы, а Якутск южнее Петрозаводска, но сравнивать среду обитания и климат городов не приходится. Поэтому согласно второй точке зрения большая часть площади азиатской России относится к Арктике.
Кладовая России
При площади страны в 17 миллионов квадратных километров площадь азиатской России составляет около 13,1 млн. км², это 77 процентов всей России. Не секрет, что почти 2/3 площади нашей страны занимают экстремальные и дискомфортные территории. Тем не менее, у нас любят говорить, что без Севера Россию не поднять. Возникает вопрос: Север – это не Россия, а некая экзотическая страна? Россия – это четыре миллиона квадратных километров в европейской части? Или Россия – это все 17 миллионов квадратных километров, в чём нам всем следует определиться на государственно- правовом уровне.
Если обратиться к природным богатствам региона, то основные минерально-сырьевые и природные ресурсы находятся именно в азиатской России в жестоких для человека климатических условиях. Здесь общероссийские 77% запасов нефти, 85% природного газа, 80% угля, 70% меди, 71% никеля, 85% свинца, 77% цинка, 82% молибдена, 41% золота, 99% металлов платиновой группы и большая часть металлов редкоземельной группы, не говоря об иных природных ресурсах. Только заметим, что по оценкам западных экспертов, общая стоимость всех полезных ископаемых России составляет более 28 трлн. долларов, причём на Северный азиатский регион приходится примерно 80% суммы. По данным отечественных учёных, национальное природное богатство России, включая все естественные ресурсы, в том числе землю, составляет 320 – 380 трлн. долларов. Большая часть этой суммы также приходится на азиатскую Россию.
Поэтому не случайно западные политики говорят, что, мол, величайшая несправедливость в том, что такой богатой территорией, как Сибирь, владеет одна Россия. Но давайте для себя определим, что такое азиатская Россия, о которой говорим и где живём.
Специалисты отмечают, что «различия в экономической освоенности районов европейской и азиатской части страны настолько велики, что правомерно говорить о наличии в России неосвоенных мест, к которым в первую очередь относятся северные территории, главным образом, Восточная Сибирь и Дальний Восток». В настоящее время – «Северо-евразийская земля от Енисея до Тихого океана остаётся, несмотря на богатые ресурсы, крупнейшей экономической пустыней мира. Эта огромная страна, названная геополитиком Макиндером «Леналенд», отнесена им к талассократической зоне влияния. Наиболее депрессивная «островная» территория оторвана от «материка» России… Суперрегион располагает крупнейшими в мире запасами угля и древесины, значительными месторождениями нефти и природного газа, алмазов, золота, олова... Слабозаселённая и богатая природная страна не может вечно находиться в прозябании. Существуют различные проекты и предложения о будущем Сибири. В США пользуется популярностью идея покупки «Сибирского Эльдорадо» от Енисея до Чукотки, включая строительство скоростного транссибирского шоссе. У южных берегов экономической пустыни пробуждается Великий Китай, испытывающий природно-ресурсный дефицит». (Дергачёв В.А. Глобальная геоэкономика - трансформация мирового экономического пространства. Научная монография. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2003. – 238 с).
Закон – назревшая необходимость
Таким образом, за нормативно-правовым решением проблемы районирования Арктики и Севера и освоение колоссальных природных богатств азиатской России, и жизнь населения этой огромной территории, без обустройства которой немыслимы перспективы социально-экономического развития страны.
Но вот критериев и принципов районирования Арктики и Севера нет до настоящего времени. Базовым документом, который определяет Арктическую зону, является решение от 24 апреля 1989 года Государственной комиссии при Совете Министров по делам Арктики. На основании документа в состав Арктической зоны включены: в Мурманской области – Печенгский, Кольский и Ловозерский административные районы, Ненецкий АО Архангельской области (полностью), Ямало-Ненецкий АО (полностью), Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО Красноярского края (полностью), Республика Саха (Якутия) – пять прибрежных районов (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Усть-Янский, Нижнеколымский), Чукотский АО (полностью). Однако решение Государственной комиссии не являлось нормативно-закреплённым актом и носило рекомендательный характер.
Работу по созданию критериев, по настоянию депутатов от северных территорий, продолжил Верховный Совет РСФСР, но и он прекратил своё существование. Последним значимым актом государственной власти России стало Постановление Правительства В.С. Черномырдина, которое расширило понятие «районы Севера», включив в их состав новые регионы. На этом фактическигосударственное нормотворчество по теме закончилось.
Поэтому не один год министерства страны или администрации субъектов самостийно называют арктическим тот или иной регион и выходят с предложениями для утверждения в высшие органы государственной власти страны. Так как дело доходит до смешного: ряд районов Якутии (в республике расположен Полюс холода) не попали в зону Арктики, они расположены южнее Полярного круга.
Возможно, для непосвящённого в нормативно-правовую проблему, особенно жителя Центральной России, который едет на Север, не суть важно, где он будет жить – в Арктике или вокруг и около, лишь бы деньги платили, но… С заработками будут проблемы, если регион не будет отнесён к зоне Арктики, а просто так морозиться желающих не найдётся. Осваивать этот регион страны от Урала до Тихого океана придётся нашему государству, если оно желает оставаться крупнейшим игроком на мировом уровне. Но для этого, повторюсь, необходимо разрешить нормативно-правовую путаницу, существующую вокруг Арктики. Понятно, что лучше закрыть глаза на это, так как, признав Арктикой существенную долю пространства страны, придётся увеличить работникам выплаты за жизнь и работу в экстремальных условиях, создавать различные государственные программы. Но без этого говорить о социально-экономическом развитии азиатской России не придётся, не останется рабочих рук. Уже сегодня здесь плотность населения, при 25 миллионах проживающих, составляет два с половиной человека на квадратный километр! И если государственная власть России не разрешит нормативно-правовую проблему Арктической зоны азиатской России, то осваивать её будет некому, либо этим займутся иные, как известно, свято место пусто не бывает, претендентов хватает…
В своё время власть СССР, разрешив нормативную проблему Севера, повысила на его территории заработную плату рабочим и служащим, ввела иные льготы, разрешила проблему освоения ресурсных богатств региона. Благодаря этому импульсами советской экономики стали открытие и освоение месторождений на Крайнем Севере страны. Затем здесь выросли крупные города: Кировск и Апатиты на Кольском полуострове, Норильск, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Сургут, Нижневартовск и Мирный — в Сибири.
Сегодня в начале XXI века нужно сделать следующий шаг в развитии страны через вовлечение в народо-хозяйственный оборот колоссальных природных ресурсов азиатской России. Поэтому при выходе на рубежи освоения Арктической зоны азиатской России необходимо разрешить проблему научного определения её арктической зоны и принятия нормативно-правового акта, закрепляющего государственный статус, для комплексного обустройства региона на долговременную перспективу. На своём уровне работу по формированию критериев Арктической зоны в настоящее время ведут власти ЯНАО и губернатор Дмитрий Кобылкин, активно работают руководители Республики Саха (Якутия), велик вклад в поиски решения проблемы Артура Чилингарова, нашего известного полярника, сенатора от Ямала Юрия Неёлова.