наверх

Арктический след адмирала

«ПК» № от 1 июля 2015
Арктический след адмирала

Первопроходцы севера России определили вектор развития страны.

Судьбоносная экспедиция

В обществе зреет понимание того, что Россия – это единственная в мире северная арктическая цивилизация, что обусловлено её географическим положением и климатом. Поэтому сегодня государственная власть внимательно относится к реализации глав Арктического проекта, так как именно в Российской Арктике сосредоточены ведущие месторождения полезных ископаемых страны. 

Но первые страницы Арктического проекта России написаны в начале минувшего века в экспедициях в Северном Ледовитом океане, в кабинетах Корпуса гидрографов. Тогда вершиной изучения Российской Арктики стали экспедиции Эдуарда Толля, Александра Колчака, Андрея и Бориса Вилькицких, других выдающихся военных полярников.

В 1900 году первая академическая экспедиция Эдуарда Толля на шхуне «Заря» открыла для России XX век в Арктике. Это событие вместе с другими факторами привело в будущем к принципиальным изменениям в малонаселённых высоких широтах России, где затем встали новые города. Первопроходцы Арктики начала прошлого века определили на перспективу развитие страны, но многие страницы их деяний десятилетиями были закрыты в спецхранах СССР.

От ледокола до эсминца

Мы ещё видим за образами Александра Колчака, Бориса и Андрея Вилькицких и других штыки Белой гвардии. Но давайте взглянем на Александра Колчака, талантливейшего флотоводца и учёного-полярника, не с военных, а с гражданских позиций, ведь он внёс огромный вклад в развитие и Арктики и Сибири.

После Японской войны, публикации ряда работ по освоению Арктики, по военно-прикладной тематике Колчак приобретает широкую известность в России. В 1909 году он публикует монографию «Лёд Карского и Сибирского морей», которая затем переиздана Американским географическим обществом. Русское географическое общество присваивает Александру Колчаку редкую награду – Большую Константиновскую золотую медаль, которой ранее награждены только три иностранных полярных путешественника: Ф. Нансен, Н. Норденшельд и Н. Юргенс.

Затем Александр Колчак служит в Военно-морском флоте и Академии наук России. В то время идут активное формирование военно-морской доктрины Империи и формирование проекта изучения арктических морей России и трассы Северного морского пути.

Колчак вместе с группой ведущих гидрографов России участвует в формировании идеи Северного морского пути как трансконтинентальной магистрали. Участники проекта подают на имя морского министра докладную записку о важности освоения Северного пути с расчётом стоимости экспедиции. В июне 1906 года образована специальная комиссия, которой требовалось разрешить вопрос об экспедиции. В её состав вошли океанограф Ю. Шокальский, кораблестроитель А. Крылов и другие учёные и моряки - участники полярных экспедиций. Позже к руководству подключился и А. Колчак, который, продолжая службу в Генеральном штабе, вместе с Фёдором Матисеном разработал проект экспедиции. В нём важное место отводилось использованию стальных судов ледокольного типа. Александр Колчак, используя арктический опыт, предложил новую конструкцию ледоколов. Она была рассчитана на раздавливание льда с использованием веса корабля. Идея нового типа ледокола положена в основу ледокольного флота страны в последующем и действует поныне.

Строительство ледоколов начали до выхода распоряжения по организации экспедиции вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Построенные суда «Таймыр», под командованием старшего лейтенанта Б. Давыдова, и «Вайгач», под командованием А. Колчака, под общим руководством экспедиции генерал-майором И. Сергеевым покинули Кронштадт 28 октября 1909 года.

В 1910 году Александр Колчак отозван в распоряжение Морского генерального штаба. В штабе Колчак возглавил один из ключевых отделов и параллельно занимался доработкой и «пробиванием» судостроительной программы. Корабли строились мощные, быстроходные, маневренные, с сильным вооружением определённых типов. Потом, уже во время Гражданской, стали вступать в строй линкоры типа «Севастополь», крейсеры типа «Измаил», эсминцы типа «Новик», новые подводные лодки. Кстати, буквально все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, в 1941 году вступившего в Великую Отечественную войну, построены по программе, которую создавал и частично реализовывал Александр Колчак.

Верховный правитель

Александр Колчак возглавлял белую Россию фактически немногим более года, с ноября 1918 года до февраля 1920 года, когда он был расстрелян. Но о его деятельности написаны сотни статей и книг, как ни о ком ином из белых вождей! Имея огромную и заслуженную популярность в научных и военно-морских кругах, которую Александр Колчак заработал ещё до революции, он стал знаменем Белого движения, его формальным главой в масштабах страны. В литературе о Колчаке пишут как о полярнике и главе Белого дела, но за кадром часто остается ещё многое. Лишь в последнее время заговорили о народно-хозяйственной и военно-морской деятельности Александра Колчака. 

Памятный знак А. Колчаку на острове им.А. Колчака, установлен в начале XXI века.

В 1919 году по распоряжению Верховного правителя в Омске и Архангельске создана Карская экспедиция во главе с адмиралом Борисом Вилькицким. Она должна обеспечить доставку в устье сибирских рек оружия для Белой армии и вывоз хлеба Сибири, продукции уральских заводов на запад России. Поэтому в апреле 1919 года в правительстве Колчака образован Комитет Северного морского пути, который начал подготовку Карской экспедиции. В конце лета 1919 года из Омска в Обдорск направлена партия гидрографов для обследования фарватера Обской губы и изыскания удобного места для перевалки грузов с морских судов на речные. Эта группа нашла бухту Находка, где проработала около двух месяцев. Сама же экспедиция частично была разгромлена красными, частично дошла до Архангельска и Томска. Затем уже в 1921 году, по заданию Омского Сибревкома, найдена более удобная бухта, где построен посёлок Новый Порт. А судами экспедиции 1921 года командовали военные моряки, знавшие Александра Колчака или служившие под его началом.

Серьёзную роль сыграл Александр Колчак в развитии сибирской геологии, с его именем связано создание в декабре 1918 года в Томске Сибирского геологического комитета. Затем в 1919 году Колчак отправляет на Таймыр экспедицию Николая Урванцева, который по окончании университета работал в Сибгеолкоме. Эта экспедиция официально открыла Норильские медно-никелевые месторождения, которые разрабатывают по сей день.

Железнодорожные вёрсты

Серьёзное внимание Александр Колчак уделял железнодорожному строительству. На совещании в Екатеринбурге в 1919 году Колчак отмечал, что железная дорога - часть военной и гражданской организации страны, и ей необходимо уделять не меньше внимания, чем армии. Поэтому продолжено строительство магистралей: Троицкой (Троицк - Орск - Оренбург - Уфа) и Южно-Сибирской (Оренбург - Акмолинск - Семипалатинск). В марте 1919 года Совет министров утвердил сметы их строительства. Первый, наиболее крупный, кредит получила Южно-Сибирская железная дорога, а также Казань-Екатеринбургская и Троицкая железные дороги. Эффективность субсидий оказалась высокой, и к лету 1919 года общая протяжённость уложенных рельсов составила 160 вёрст. В феврале 1919 года возобновили достройку хлебо- и лесовозных веток на Южно-Сибирской и Казань-Екатеринбургской дорогах. Летом вошли в эксплуатацию ветки в Кузбассе. Кроме того, проектно-изыскательскими работами в Томской и Алтайской губерниях, повторюсь, шла Гражданская война, пройдено 3000 верст.

Таким образом, Александр Васильевич Колчак внёс огромный вклад в формирование и создание первых глав Арктического проекта России в области её транспортного, индустриального развития. Часть глав проекта реализована при короткой и яркой жизни адмирала, другие главы обустройства Арктики, к которым он был причастен, воплощаются в нынешних условиях. Памятник Колчаку установлен в Иркутске, памятный знак поставлен на острове им. А. Колчака. На другом снимке, сделанном в 1909 году перед выходом в экспедицию, в лёгких мундирах Военно-морского флота сидят Александр Колчак, Николай Коломийцев и Федор Матисен. Молодые и энергичные, они не знают ещё свою судьбу… и смотрят в будущее, ради которого мёрзли во льдах океана. 

Сегодня, можно сказать уверенно, имя Александра Колчака и его коллег записано на первых страницах Арктического проекта России! А реализовывать его будет во благо страны не одно поколение её граждан.

Фото к статье
Арктический след адмиралаАрктический след адмиралаАрктический след адмиралаАрктический след адмиралаАрктический след адмиралаАрктический след адмирала
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт