наверх

Адмирал, полярник, журналист и другие

«ПК» № от 1 июля 2015
Адмирал, полярник, журналист и другие

Около тысячи томов из личного фонда передал в дар Центральной библиотеке известный ямальский журналист Юрий Морозов. В их числе собственные книги о Салехарде, о Ямале. И совсем новый фолиант. В очереди на его получение стоят такие известные книгохранилища, как Российская Государственная библиотека, филиал Президентской библиотеки в Тюмени... 

Рассекреченные имена

Передо мной результат 16-летнего труда моего коллеги Юрия Морозова, члена Союза журналистов РФ и действительного члена Русского географического общества. Довольно тяжёлый экземпляр. Один из тысячи. Собственно, исстари книги никогда не были лёгкими, видимо, оправдывая своё назначение – сквозь века нести знание, мудрость, предупреждение, совет грядущим поколениям. «Российская Арктика – начало XX века» – в их числе. Уже название издания вызывает желание задать создателю книги несколько «почему?». Во-первых, почему Арктика? Во-вторых, сегодня двадцать первый век, но автор обращается в двадцатый. В его начало. Содержание ещё больше интригует: первая глава посвящена книге известного русского адмирала Александра Колчака, вторая – монографии русского полярника Андрея Вилькицкого. Книги в книге... Почему именно так Юрий Морозов решил поведать миру о сокровенном, о любви к суровому краю, который ему не просто знаком, они оба вросли друг в друга так, что не вырвать. Вот вроде бы и ответ – почему Арктика. Но, боюсь, не полный. Юрий Андреевич уточнил – как всегда живо, иронично, глубоко, в общем, по-морозовски.

- Почему Арктика? Меня всегда интересовал вопрос: вот у нас в России пишут о зарубежных исследователях, мол, какие они замечательные, и по Севморпути прошли, и по суше, и Север исследовали. Но никто не говорит, что ими двигали, скажем так, финансово-политические интересы – «застолбить» Север в интересах Норвегии, Швеции, США и так далее. И почему-то не вспоминают об отечественных исследователях XX века. Я уж не говорю о XVII-XIX веках, там тоже было немало наших первопроходцев.

Так вот, в XX веке российские исследователи сыграли базовую роль в развитии Севера. Началось это с экспедиции барона Эдуарда Толля, в ней участвовал лейтенант Колчак, фамилия которого многие годы в Советском Союзе была под запретом, как и Вилькицких – отца и сына. Но в книге речь не о политических моментах биографии адмирала, а о социально-экономическом значении его деятельности.

Впервые я натолкнулся на его «Лёд Карского и Сибирского морей», когда изучал книжку профессора Николая Белова «Северный морской путь», где «сквозь зубы» сказано о Колчаке как участнике экспедиции барона де Толля. Я поехал в Петербург, в Русское географическое общество, где мне сделали копию книги, не открыто, конечно, так сказать, из-под полы, ещё не было указа о снятии грифа секретности. После прочтения началась эпопея поиска возможностей её издания. Разные варианты вертелись в голове, как это лучше сделать. Но издавать одну книгу Колчака бессмысленно, надо было указать в динамике вклад его, Вилькицкого и других наших исследователей первой четверти XX века в освоение Севера. Без этого сложно понять дальнейшее движение. Поэтому в книгу вошли базовые материалы лейтенанта Колчака и полковника корпуса гидрографов Андрея Вилькицкого. Именно благодаря им стал возможен следующий этап освоения северной территории, поскольку их исследования высоких широт не ограничивались изучением морских течений и разнообразия обитателей солёных глубин.

Андрей Вилькицкий прошёл, кстати, по прибрежной зоне трассы Северного морского пути ещё в начале XX века – документ об этом факте хранится в Тобольске, в государственном архиве. Кроме того, при непосредственном участии барона де Толля, Колчака, Матисена и других были открыты крупные рудные запасы в зоне Таймыра и европейской части Российской Федерации. В дальнейшем именно в зоне этих месторождений встали города Мончегорск, Апатиты, Иркутск и наши – Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой. Всё это связано с исследованиями Арктики, начатыми Колчаком и Вилькицким.

Из шинели Колчака и Вилькицкого

- Юрий Андреевич, о Колчаке больше известно лишь как о белом адмирале. О Вилькицком – как о полярном исследователе. Но роль этих людей в истории, в развитии России, как оказалось, более масштабна.

- К сожалению, за бортом остался их государственный вклад в народное хозяйство. А ведь благодаря им был создан Комитет Севера в правительстве Колчака в 1919 году, Геологический комитет в Томске, недавно отметивший 90-летний юбилей. Был открыт Кузбасский угольный бассейн, тогда же началась его промышленная разработка – всё это умалчивалось. Как и о Норильском месторождении, куда экспедиция Николая Урванцева отправилась в 1919 году именно по распоряжению Колчака. Месторождение детально обследовали, а потом началось дальнейшее обустройство территории. В последующем при советской власти Комитет Колчака был переименован в Комитет по безопасности сибирских рек ???, а потом преобразован в Главное управление Северного морского пути, которое возглавлял академик Отто Шмидт. Но все работы, в той или иной степени связанные с освоением Арктики в XX веке, морской зоны и сухопутной, – вышли из шинели лейтенанта Александра Васильевича Колчака, полковника Андрея Ипполитовича Вилькицкого и капитана первого ранга Бориса Андреевича Вилькицкого. Меня иногда спрашивают, почему в книгу не включены материалы экспедиций Русанова, Брусилова и других полярников. Дело в том, что это были частные проекты, их финансировал частный капитал. И, честно говоря, достаточно авантюрные: идти без подготовки к Северному полюсу – героизм, конечно, но необоснованный.

Экспедиции, о которых речь идёт в этой книге, носили государственный характер. Так, морской поход барона де Толля финансировался правительством Российской Империи, Географическим обществом и Академией наук – тремя государственными институтами. А экспедиция лейтенанта Колчака по поиску пропавшей экспедиции барона де Толля – правительством Империи и Академией наук. Экспедиция Андрея Вилькицкого – Корпусом флотских штурманов, а великая гидрографическая экспедиция его сына Бориса Андреевича по Северному Ледовитому океану впервые в истории прошла Северным морским путём за одну навигацию, она финансировалась кабинетом министров Российской Империи и Министерством морского флота. Всё это – вклад государства.

А потом состоялось малоизвестное, но знаменательное событие: 7 апреля 1908 года кабинет министров Российской Империи подписал постановление о необходимости изучения Северного морского пути в интересах нашего с вами Отечества. Эта дата нигде не фигурирует, но хочу подчеркнуть, что именно её следует считать началом государственного освоения??? Северного морского пути. В 2012 году Президент России Владимир Путин подписал Указ, и это был второй акт высшей власти страны, о развитии Севморпути. Ранее принимались постановления ЦК КПСС, но компартия – общественная организация, хоть и рулила везде. Итак, два документа – между ними более века. Книга «Российская Арктика – начало XX века» даёт краткую информацию о том, какой путь прошло изучение, освоение российской Арктики за 104 года.

Салехард – центр изучения Арктики

- Интерес к Арктике усилился за последнее время. Как вы думаете, что будет дальше?

- Наступает следующий этап, важно понять, куда мы пойдём в изучении Арктики, и что именно считать Арктикой: либо всё, что к северу от Полярного круга, либо всё, что к северу от границы тундры. В последнем случае возникает очень интересная картина: зона тундры заканчивается в районе Иркутска, недалеко от Транссибирской магистрали, а Иркутск по широте южнее Москвы. Но в Москве одна температура, в Иркутске совершенно другая. И множество месторождений полезных ископаемых по периметру попадает в Арктику. И как мы определимся с её границами, так и «вытанцовывать» будем. Но прецедент уже заявлен. Как дальше сложится, зависит не от меня и не от вас.

Книга Колчака, ставшая основой издания «Российская Арктика – начало XX века», не переиздавалась с 1909 года. И сейчас впервые вышла на современном литературном русском языке. Не издавалась более ста лет и книга Вилькицкого, она тоже увидела свет впервые. Дополняют их материалы по истории освоения, геологии арктического бассейна водной и сухопутной частей Арктики. Есть на белоснежных глянцевых страницах и то, что может заинтересовать руководителей органов государственной власти: новые принципы строительства в условиях арктической российской зоны. В ней приводятся факты, характеризующие три арктических региона нашей страны – Мурманскую область, Ямал и Якутию, как субъекты, реализующие арктическую политику России, использующие новые наработки, как в индустриальной части, освоении месторождений, строительстве транспортных коммуникаций, так и в социальной сфере. Одна из главных задач – сделать жизнь на Севере комфортной при тех климатических условиях, в которых мы с вами живём.

- В книге довольно большое внимание уделяется Салехарду...

- Уж простите, я тут вырос и живу. Но не это главное, Салехард сам по себе достаточно интересен. Об этом в книге не говорится, но смысл вот в чём: несмотря на множественные исторические изменения, город всегда сохранял за собой административный и политический статус, и, я думаю, дальше также будет. Роль столицы Ямала в процессе освоения Арктики возрастёт не в индустриальном плане, а в политическом, административном и научно-культурном. Буквально в ближайшие три-четыре года в российской политике произойдут существенные перемены, будут нужны новые кадры, их надо готовить уже сейчас. Салехард станет базовым городом для дальнейшего выхода в Арктику именно в нашей зоне – в районе Карского моря, полуострова Таймыр и Полярного Урала. Норильск далеко, и у него совершенно иная специфика. Дудинка никогда не играла существенной политической роли в устройстве и изучении Арктики. Туруханск так и не приобрёл особого значения. Остальные северные города, ровесники Салехарда, приказали долго жить. Салехард же здравствует и, по прогнозам, у него очень большие перспективы. Особенно если сюда проведут дороги, другие транспортные коммуникации, роль Салехарда в обустройстве Арктики сильно возрастёт. И, может, древний Обдорск станет одним из главных городов, где реализуют новые принципы градостроительства в высоких широтах. Здесь для этого всё есть – индустрия и молодое энергичное здравомыслящее руководство.

- Спасибо, Юрий Андреевич, за оптимистичный прогноз и за интересную книгу.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт