В 1992 году Александру Ополовникову, доктору архитектуры, заслуженному архитектору РСФСР, лауреату Государственной премии СССР, почётному академику Российской академии архитектуры и строительных наук, автору книг по русскому деревянному зодчеству и автору Обдорского острога, поступает приглашение – приехать в Салехард для воссоздания «исторического лица города», готовившегося в 1995 году праздновать своё 400-летие.
В результате к юбилейной дате в исторической части города были воссозданы башня Обдорского острога с частью тыновой стены и массивной лестницей, спускающейся к реке Полуй (о ней «ПК» рассказывал в №38 от 20 сентября 2012 года), а также в другой части города, на старом его кладбище, где покоятся жертвы сталинских репрессий, — часовня с бревенчатой оградой и Святыми воротами. О ней и пойдёт рассказ.
Сейчас Салехард трудно представить без часовни на старом кладбище. Вот что вспоминает дочь автора строения – архитектора Александра Ополовникова Елена: «…Со строительством часовни старое городское кладбище чуть преобразилось. Небольшая по размерам, всего около трёх метров в ширину и четырёх в длину, не считая одновсходного крытого крыльца, часовня на старом кладбище воссоздана «по образу и подобию» памятников древнерусского деревянного зодчества, коих на Руси почти не осталось.
Замечательно, что деревянные сооружения русские люди возводили и в далёких сибирских краях, прославляя в архитектурных образах российскую государственность и её цементирующую основу — христианство. Так, архитектура часовни на старом кладбище в Салехарде являет собою этот подлинно русский, глубинно христианский символ. Утраченный в европейской России, он вновь оживает на сибирской земле, словно малый, но зримый залог воскрешения Святой Руси, её бессмертия.
Подобных памятников нет ни в музеях под открытым небом, ни в естественном окружении. Крыльцо и помещение собственно часовни соединены неширокой открытой галереей-папертью, благодаря которой общая композиция здания становится живой и пластичной. Вместе с тем наличие паперти целесообразно и с функциональной стороны: на ней могут находиться прихожане в ожидании начала службы или в том случае, когда внутри часовни слишком много людей, а при открытых дверях, например летом, молебны и песнопения слышны и с паперти.
Жители и гости Салехарда имеют уникальную возможность познакомиться в МВК имени И.С. Шемановского с материалами и документами из личных архивов семьи Ополовниковых, а также с научными трудами и книгами по деревянному зодчеству, принадлежащими перу Александра Ополовникова.
Все детали часовни, будь то оконный или дверной косяк, причелина или полотенце, закрывающее стык причелин, резьба столбов или абрис городкового лемеха, - традиционны для древнерусского деревянного зодчества. То же правомерно сказать и о конструктивных приёмах: двойной слой тесовой кровли, уложенный по потокам и курицам и укреплённый вверху шеломом с сороками, дощатый каркас главы в виде кружал, обшитых поверху лемехом…
Благодаря возведению на старом салехардском кладбище бревенчатой ограды со Святыми воротами формируется его главный фасад, который фиксируется глухими угловыми башнями. К последним под прямым углом примыкают короткие боковые прясла, подчёркивающие логику построения воссозданного фрагмента ограды и напоминая о целесообразности её возведения по всему периметру кладбища. Нижние венцы ограды уложены на валуны, равно как и стены часовни.
Главный вход с калиткой, увенчанный крестом на невысоком четырёхгранном шатре, не случайно назван Святыми воротами. Подобные входы издревле символизируют святость места, к которым ведут. Они характерны для монастырей, погостов и отдельно стоящих церквей, подходя к которым следует осенить себя крестным знамением и оставить за пределами ограды мирскую суету, сосредоточивая мысли на вечном…».
Несомненно, любовь к России, без чего Александр Ополовников не мыслил проникновения в сущность русского деревянного зодчества, позволили не только воскресить величественные образы архитектурных шедевров, но и подняли на достойную высоту смысловое значение их реставрации – как яркого отражения христианского мировоззрения русского народа. Отрадно, что часть его творений есть и в нашем городе.