Одна из центральных улиц нашего города носит имя Дмитрия Чубынина.
Накануне юбилея города справедливо было бы напомнить старожилам и рассказать молодым, почему и за какие заслуги такой высокой чести был удостоен этот человек.
Родом Дмитрий Мартемианович Чубынин из села Нижний Услон Казанской губернии, а родился 8 мая 1888 года в семье служащего Волжского пароходства.
Вспаханная тундра
В двадцатые годы прошлого века он первым на Ямале стал вспахивать тундру в окрестностях Салехарда – пробовал акклиматизировать на Полярном круге в зоне Сибири яблоню, акацию и даже землянику. На возделанном огороде ему удавалось выращивать малину и смородину, разводил в открытом грунте цветочные растения. А главным делом его жизни стало разведение в условиях короткого лета и долгой зимы льна, ржи, моркови, турнепса, репы, картофеля. И всё для снабжения северян овощами и зеленью, богатых витаминами, которых тогда катастрофически не хватало. Именно благодаря изысканиям и трудам Дмитрия Чубынина многие из овощей прижились на Севере.
Надо заметить, что земляки Чубынина, уроженцы и жители знаменитой Казанской губернии, внесли серьёзный вклад в развитие Салехарда. К примеру, доктор Александр Мишин, выпускник Казанского ветеринарного института, работал в Обдорском ветбакинституте, затем возглавлял его до 1930 года. Профессор Казанского университета Бруно Адлер – создатель и директор этнографического музея в Казани, сосланный в Салехард в 1936 году, работал преподавателем в первой школе, зооветеринарном техникуме до 1938 года, где проводил опыты по акклиматизации клубники. Дружил и сотрудничал Дмитрий Мартемианович с известными обдорянами Григорием Артеевым и Николаем Вануйта, с выпускниками Омского ветеринарного института, которые приехали обустраивать Обдорск-Салехард в тридцатые годы и остались здесь. Среди них Алексей Погорелов, братья Ревнивых, Дмитрий Колмаков, Василий Краснобаев и другие, чьи имена и фамилии чтут и поныне.
Метеоодиссея
Однако вернёмся к фактам жизни нашего героя. Дмитрий Чубынин окончил Казанскую гимназию, а затем пятнадцатилетним подростком начал работать на волжских буксирных пароходах. В 17 лет он становится членом одного из первых в России «Профессионального союза приказчиков и служащих в торгово-промышленных предприятиях города Казани», созданного в революцию 1905 года.
В 1912 году Дмитрия призывают в императорскую армию, где он служит в составе гарнизонных войск в знаменитой крепости Осовец и где встречает Первую мировую войну. А затем – война на юго-западном фронте, где его избирают председателем ротного солдатского комитета. Свою армейскую выправку и стойкость перед трудностями он сохранял до конца жизни. А мировая война постепенно перетекла в кровавую гражданскую, которая для Чубынина, воевавшего, по мнению историков, на стороне красных, завершилась в Омске.
В 1921 году он окончил первый курс морского техникума и в мае этого же года в составе гидрографической экспедиции Российского Красного Коммунистического Флота на судне «Орлик» отправился на побережье Обской губы. Экспедиция нашла севернее мелководной бухты Находка другую бухту, которую назвали Новый Порт. Для её освоения и постройки первых зданий на берег списали 10 человек, в том числе и Дмитрия Чубынина. Экспедиция выполнила первые работы и поздней осенью вернулась в Омск. В Новом Порту Чубынин бывает ежегодно, пока его не назначают начальником метеостанции, где он остаётся зимовать. За период работы там, с 1921 по 1925 годы, им собран огромный гидрометеорологический материал и определены рыбные запасы района.
В 1926 году его назначают старшим наблюдателем метеостанции в Обдорске, которую заложил ещё в конце девятнадцатого века ссыльный студент из Петербурга Иван Гервасий, один из первых, кто стал заниматься изучением климата Ямала. Именно здесь и с этого периода начал свою работу метеоролога и агронома-мичуринца Дмитрий Чубынин. Он совершил служебный подвиг, когда нашёл архив метеостанции, который создавал ещё Гервасий. Это были листы с записями метеонаблюдений, их заложили для сохранения тепла под обои помещений метеостанции. Дмитрий Чубынин привёл в порядок и восстановил эти ценные документы.
Биожизнь на мерзлоте
После изучения многолетних метеоданных обсерватории о климате города он пришёл к выводу, что по широте Обдорска проходит граница сельскохозяйственной зоны Сибири и здесь можно выращивать скороспелые овощи. А затем он приступил к практике, выписав семена овощей и зерновых культур из институтов Москвы и Омска. Жизнь в Обдорске казалась однообразной и сложной – глушь, почерневшие дома и водовозы с обледеневшими бочками, промозглая сырость, обилие снега. А летом – редкий тальник и тундра до самого Карского моря. Но это был любимый Север, без которого Дмитрий Мартемианович уже не представлял своей жизни.
В Обдорске тех лет огородничеством занимались семьи Торлоповых и Верзаковых, с которыми Дмитрий Чубынин поддерживал отношения и советовался. Вечерами он часто работал в краеведческом музее, что остался от отца Иринарха. Музей сохранил в двадцатые годы Александр Мишин, с ним он вёл разговоры о развитии Севера, а с профессором Бруно Адлером обсуждал темы биологии на Крайнем Севере.
Известно, что Дмитрий Чубынин, обладая сведениями о метеорологической обстановке Нижнего Приобья, выступал консультантом при сооружении салехардских рыбокомбината и гидропорта, которые строили в первой половине тридцатых. Деятельность его как метеоролога высоко ценили организации и предприятия округа, органы власти. Этот человек кипучей энергии, построил новые дома для метеостанции в Салехарде. В начале тридцатых годов он отправляет разобранные дома для метеостанций в Тамбей и Сеяху, тогда же построил высокогорную метеостанцию на массиве Рай-Из, которая дожила до середины девяностых годов.
Дмитрий Чубынин обеспечивал метеосводками полёт в Обдорск первого самолёта «Крылья Советов». Прогнозами погоды он обеспечивал и самолеты дальней авиации, которые в годы войны проходили над Ямалом, а также прохождение судов военного и гражданского флота в Обской губе и Карском море. После войны, в 1947 году, Дмитрия Чубынина наградили Почётным знаком «Отличник гидрометеослужбы СССР».
Второй хлеб
Следует отметить, что в начале тридцатых годов в Обдорске при его участии был организован сельскохозяйственный комбинат с овощеводческим хозяйством и молочной фермой. Теплицы, где выращивали овощи, располагались на берегу Шайтанки. Одной из задач производства стало обеспечение населения города витаминной зеленью. Тогда здесь не было в продаже ни киви, ни бананов с мандаринами, богатых витамином С, и люди часто страдали от цинги и авитаминоза.
На комбинате с энтузиазмом приняли опыт и помощь Чубынина, который основное внимание уделял второму хлебу России – картофелю. Из омских селекционных материалов он выделил клон картофеля 1882. Ещё он занимался селекцией ячменя, затем на основе сортов Иркутской станции создал новые: Салехардский-34 и Салехардский Пионер, которые давали высокий урожай спелых и всхожих семян. Ввёл в культуру ярутку.
Много энергии он отдал акклиматизации на Севере льна, некоторых корнеплодов. Дмитрий Мартемианович для популяризации овощеводства среди северян устраивал выставки выращенных овощей. Особый интерес к его материалам проявляли старожилы Севера, среди которых преобладали коми-зыряне. В 1939 году северный мичуринец Чубынин с тщательно возделываемого участка на окраине Салехарда собрал 335 центнеров картофеля с гектара. Публика ахнула: такой урожай не получали даже в хозяйствах Нечерноземья!
Возделывать картофель, используя опыт Чубынина, начали в других приполярных селениях, среди которых лидером стал посёлок Горки. Здесь получали самые высокие урожаи картофеля в округе в течение последующих лет.
В тридцатых – сороковых эксперименты Дмитрия Чубынина успешно продолжили на Салехардской сельхозопытной станции, где в конце 90-х годов селекционные сорта картофеля давали урожай до 350 – 400 центнеров с гектара. О своих агротехнических поисках он регулярно публиковал статьи в центральных газетах и специальных изданиях, на страницах которых много и также часто писали о его самоотверженной исследовательской работе на Севере.
Почёт по заслугам
В 1939 году Дмитрий Чубынин участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, где представил свои селекционные образцы и был награждён Большой золотой медалью, а его имя занесено в Почётную Книгу ВСХВ. Вторую золотую медаль он получил в 1954 году на Выставке достижений народного хозяйства, которая открылась после войны.
За многолетнюю творческую работу, вклад в развитие и освоение Крайнего Севера Сибири Дмитрий Чубынин награждён орденом Трудового Красного Знамени. Его, как горожанина, известного своими трудовыми достижениями, избирали в городской и окружной Советы депутатов трудящихся.
Сегодня на Севере выращивают многие овощи и цветы, что стало почти обыденным делом. Но за ним стоит огромный труд первого агронома Дмитрия Чубынина, который открыл и проложил агротехнические пути-дороги на Крайнем Севере для многих видов и сортов растений. В этом году исполнилось шестьдесят лет со дня смерти известного агронома и мичуринца Севера, который похоронен на старом салехардском кладбище.
Дмитрий Чубынин, при жизни глядя на Салехард тех лет, где не хватало глазу цветущей зелени и насаждений, мечтал превратить его в красивейший и озеленённый город.
Труды ботаника и селекционера не пропали даром – Салехард, которому он посвятил свои мечты, труды и жизнь, постоянно благоустраивается и хорошеет: вдоль улиц разноцветье на клумбах и обилие зелени высаженных деревьев, в том числе и на той улице, которая носит его имя.