наверх

Повернись к реке передом

«ПК» № от 6 августа 2015
Повернись к реке передом

Участники народной программы «Право голоса» предлагают свои идеи развития и обновления окружной столицы.

Будущее нашего города – в руках каждого его жителя. Своё видение этого салехардцы могут раскрыть в рамках программы «Право голоса», и многие активно пользуются такой возможностью. Каждое предложение не останется без внимания – будет рассмотрено и учтено.

Ветерану Вооружённых сил, члену Союза литераторов Ямала, общества краеведов России, Общественного совета департамента внутренней политики Олегу Аюпову тоже есть что сказать. У него давно уже зреет идея обустройства речного фасада города. 

– С давних времён в населённых пунктах, расположенных на берегах рек, вдоль них возводили самые красивые строения и дома, там располагались обустроенные набережные и ухоженные сады, – размышляет Олег Рифкатович. – Помню, в шестидесятые годы, когда мы шли в Тюмень или Тобольск на теплоходе, по пути следования каждый город, село и посёлок были обращены к реке красивыми фасадами зданий. А на самом ухоженном мысу стояла церквушка. Люди осознавали важность реки не только как транспортной магистрали, а принимали её особое хозяйственное значение. Видимо, поэтому всегда к ней разворачивались навстречу. 

Салехард в те годы тоже был обращён лицом к Оби и Полую. Через город протекают пять речек, и с давних времён, когда он назывался ещё Обдорском, с внешним миром он был связан водным путём. Впервые русские люди пришли сюда по реке. В XIX веке, как пишут многие историки, приход или отбытие парохода для Обдорска было большим праздником. В годы Великой Отечественной северяне отправлялись на фронт по Оби, вернулись из них немногие. А река продолжала жить одной с городом жизнью.

К сожалению, последние два десятилетия Салехард, как окружная столица, отвернулся от неё. Возможно, это связано с тем, что изменились транспортные потоки. Люди стали прибывать самолётами, есть удобная паромная переправа. Но река всегда останется здесь, и сколько она будет существовать, город будет с нею связан. Тем более, открывается крупный порт в Сабетте: по воде доставляются грузы, и многие населённые пункты в Ямальском и Тазовском районах будут возрождаться. Транспортная связь по реке всегда будет иметь большое значение для экономики Ямала. 

По мнению Олега Аюпова, настало время обратить внимание на речной фасад Салехарда. Этим летом открылся красивый речной вокзал. На берегу реки находятся Обдорский острог, известное во всём мире Усть-Полуйское городище. Но все эти объекты окружены старыми бараками, перекошенными балками, нередки свалки. В некоторых местах прибрежные территории очищены от старых судов, которые стояли ещё с 70-х годов прошлого века, но на склоны берегов долгое время никто не обращал внимания.

Между тем на берегу Полуя, в районе улицы Сенькина или Обдорского острога, могла бы быть отличная набережная. Эти места закрыты высоким берегом от ветров, здесь растут высокие деревья, можно гулять с детьми. Самой природой такое расположение предназначено для отдыха и массовых гуляний. 

Одним из элементов обустройства территории мог бы стать своеобразный музей речных судов под открытым небом. В районе аэропорта авиаторы сделали же прекрасный памятник полярной авиации Ямала. Таким же образом можно представить и историю северного речного флота. Ведь именно в 70-е годы прошлого столетия, в период освоения нефтегазовых богатств Севера, основные грузы доставлялись речными судами. Вспомните известный салехардский «омик», он ходил между окружной столицей и Лабытнанги, а также легендарные суда проекта «Ярославец», которых было около сотни. Они доставляли грузы, почту, были в роли разъездных катеров при администрации. До сих пор существуют озёрные «толкачи». Некоторые из них и сейчас перевозят через Обь северян и грузы. До сих пор бегают по рекам водомётные суда проекта «Заря», их тоже было немало.

Олег Рифкатович предлагает экземпляры этих представителей водной техники установить на постамент, например, в районе речного вокзала, забетонировав под музей площадку. За судами могут ухаживать студенты многопрофильного колледжа, обучающиеся на отделении судоводителей. Ребята могли бы знакомиться с историей, использовать катера в процессе обучения. По подсчётам инициатора, это достаточно малозатратно, при этом мы смогли бы иметь на берегу окружной столицы музей речного флота Ямала. Можно согласиться, что проект был бы интересен и молодёжи, и туристам.

У ветерана, неравнодушного к судьбе города, есть предложения привести в порядок берег в районе Гидропорта, который прекрасно подходит для большого парка, и в нём достойное место заняла бы экспозиция об истории этих мест. Судьбы многих людей были связаны с авиацией. С детства Олег Рифкатович помнит: было много самолётов на поплавках – бипланы Ан-2 стояли на рейде Полуя. Он убеждён, возрождение памяти об истории Гидропорта могло бы стать одним из элементов речного фасада столицы. 

И ещё одна идея есть у старожила. Олег Рифкатович считает, что улица Сенькина, район ДОКа – это хорошая площадка для организации развлекательных центров, потому что местность со всех сторон открыта солнцу и защищена мысом от северных ветров. Если архитекторам поработать, здесь тоже можно было бы создать что-то интересное для города, чтобы он не уходил в болото северных окраин, а использовал те территории, которые застраивались в XIX – начале XX веков. Они близко к центру, там есть коммуникации. Эти земли на побережье надо использовать эффективно, убеждён краевед и общественник Олег Аюпов.

Фото к статье
Повернись к реке передом
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт