Одну из двух главных бед России обсуждали на днях жители округа. Дорог в регионе немного, но проблем с ними хватает.
К распутице готовы
Ремонт дорог, безопасность на загородных трассах, обустройство зимников и прочие наболевшие темы поднимались на недавней пресс-конференции в информационном агентстве «Север-Пресс». На вопросы ямальцев отвечали заместитель директора Дирекции дорожного хозяйства ЯНАО Максим Першиков и генеральный директор ГУП ЯНАО «Ямалавтодор» Владимир Прокопенко.
Первый и самый актуальный – подготовка к межсезонью. Для салехардцев и их соседей период распутицы всегда сопровождался массой проблем. Житель города Семи лиственниц Владимир Петрович опасается, не повторится ли весенняя ситуация, когда один из вездеходов на воздушной подушке сломался, и на берегах Оби, у переправы, образовались огромные очереди.
По словам Владимира Прокопенко, сейчас на базе Ямалавтодора идёт наладка «Арктики 3Д». Второй вездеход находится на капитальном ремонте у производителя, в Омске, он должен вернуться в строй в ближайшие дни. Кроме этого, два вездехода есть у подрядчика. Что касается устройства ледовой переправы – службы готовы начинать работу. Сейчас всё зависит от погоды.
– Техника прошла ревизию, но делать прогнозы начала устройства переправы не берусь. По реке Надым уже пошла шуга, а это минимум на неделю раньше, чем в прошлом году. А для строительства переправы необходим крепкий мороз – для быстрого образования льда, – пояснил гендиректор предприятия «Ямалавтодор».
Нам шлагбаум не помеха
От распутицы перешли к обустройству и оснащению зимников. Их на Ямале достаточное количество. Водители интересовались, что предпринимается для улучшения состояния зимних дорог.
В этом году, как и прежде, зимники будут открыты только после подтверждения их готовности и безопасности эксплуатации дорожниками, сотрудниками Госавтоинспекции и спасателями. Однако никто не может исключить человеческий фактор. Сами водители чаще всего нарушают правила и законы. Нередки случаи, когда автомобиль выезжал на снежную трассу, не имея достаточного запаса горючего, крепкого троса, лопаты и прочих вещей, которые могут понадобиться в любой момент. Бывали ситуации, когда шофёр оказывался пьян, что недопустимо в принципе. А уж сколько раз автомобилисты пренебрегали предупреждениями и выдвигались в путь в метель. При этом их не останавливал даже опущенный шлагбаум на КПП. Угрожая сторожам физической силой, а иногда и высокими связями, путешественники заставляли пропустить их. Дежурные КПП не вправе запретить выезд. Им остаётся только записать номер уезжающего авто.
Для исключения подобных ситуаций на КПП в этом году будет установлено как внутреннее, так и наружное видеонаблюдение. А по зимникам начнёт курсировать спецтехника, которая не только за безопасностью проследит, но и поможет в случае необходимости.
Аксарковские горки
На пресс-конференции не обошли вниманием проблемы дороги Салехард – Аксарка. Напомним, много лет она была щебёночной. Совсем недавно её одели в асфальт. И тут, как говорится, началось. Полотно местами сильно просело, на других участках наоборот – вздулось. Теперь езда до Аксарки сравнима с катанием на американских горках.
– Организация, занимающаяся содержанием дороги, провела научное исследование. И это только первый этап долгой и кропотливой работы по восстановлению трассы. Учёные установили датчики на нестабильных участках и тщательно следили за изменениями в дорожном полотне при разных климатических показателях. Благо, ямальская погода позволила изучить полный спектр воздействия. Теперь осталось дождаться результатов наблюдений, понять, какие ошибки при строительстве были допущены и что предпринять для их исправления, – отметил Максим Першиков.
В беседе коснулись и дороги, ведущей от Лабытнанги в Харп. Всё лето там велись восстановительные работы, которые нередко мешали автомобильному потоку. Часть дороги отремонтировали, что будет с оставшейся? Владимир Прокопенко пояснил, что в идеале при таких работах нужно строить объезд. Но, учитывая короткое северное лето, времени на это совершенно нет. Поэтому на участках, где работала техника, организовывалось однополосное движение и выставлялись контролёры. Отметили также, что дорога оказалась с проблемами. Местами просадка была настолько сильная, что приходилось укладывать до полуметра щебня и асфальта, чтобы выровнять полотно. Сейчас девять километров полностью покрыты двумя слоями асфальтобетона, нанесена разметка и установлены необходимые дорожные знаки и ограждения. Что касается оставшегося участка, – вся проектная и сметная документация готова. Работы продолжатся летом.
Когда дороги начнут покрывать асфальтом нормального качества, который сможет служить лет двадцать, как за границей, поинтересовался житель Салехарда Павел.
– Необходимые меры предпринимаются. Так, на новом заводе ЗАО «Партнёр» установлено дробильное оборудование высокого класса, которого ещё не было на Ямале, – ответил руководитель окружной дорожной дирекции. – В Салехарде используется холодный асфальтобетон и показывает себя с лучшей стороны. Надеемся, что не придётся возвращаться к ремонту дорог, может, не двадцать, но хотя бы пять-десять лет, учитывая специфику климата.