Приобретая продукты с уличных лотков, уверены ли вы в их качестве?
– От Бованенково еду на поезде до Лабытнанги, оттуда перебираюсь в Салехард, – рассказывает Лариса Худи, – здесь останавливаюсь у знакомых, ненадолго, дня на два-три.
Женщина торгует на улице, у рынка «Дары Ямала», бурками и тапочками из оленьего меха. Но не реализуемые ею изделия заинтересовали 17 января специальную комиссию, состоящую из представителей окружного департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия, региональной службы ветеринарии и администрации города. Внимание привлекли рыба, куропатки, куски оленины, продаваемые по соседству. Без упаковки, маркировки и документов, подтверждающих безопасность. Кто гарантирует, что, например, мясная продукция получена не от больных, вынужденно забитых, или не от павших животных?
В разговоре с продавцом о нарушении российского законодательства главный государственный ветеринарный инспектор автономного округа Андрей Листишенко подчёркивает: только в Приуральском районе, откуда приехал хозяин товара, находятся три убойных комплекса, один из них – на фактории Паюта – был запущен в прошлом году. Мясо можно сдавать туда и там же провести экспертизу оленины. Руслан Лаптандер, гость из Лаборовской тундры, приводит свои доводы. По его словам, не у всех оленеводов есть возможность гнать нескольких животных до убойных пунктов за сотню-другую километров, при этом зачастую отклоняясь от путей каслания. Да и каждая проверка качества стоит денег, утверждает мужчина, а между тем уличная торговля для многих тундровиков – единственный способ заработать.
На защиту кочевников встали наблюдавшие за происходящим посетители рынка, аргументируя необходимость уличной торговли продуктами, в том числе приемлемыми ценами, что немаловажно для людей с низкими доходами. Чиновники поспешили всех успокоить: никакого умысла запретить продажу нет.
– Мы понимаем, что оленевод должен иметь возможность реализовывать результаты своего труда, – отмечает Андрей Листишенко. – Можно будет попытаться организовать экспертизу здесь, но мне нужно понять, готовы ли оленеводы пойти на эти условия или нет.
Вывод, который сделала комиссия, по итогам проверки: поиск компромисса будет продолжен до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех.