Внеочередное заседание салехардской Городской Думы 24 января завершилось не по плану: слова попросил первый заместитель главы администрации окружной столицы Сергей Бурдыгин.
– Есть острая необходимость, – пояснил он депутатам и зачитал отрывок из письма жительницы дома №18б на улице Чкалова.
Кто-то не прав?
Женщина жалуется на постоянный тяжёлый запах от сточных вод и идущий пар из-под дома. В управляющей компании «Аккорд» ей сказали – нужно написать заявление. «Но я же не требую от компании никаких заявлений, чтобы вовремя оплатить жилищно-коммунальные услуги», – пишет горожанка.
– Я бы не стал выносить этот вопрос на Думу, – продолжает Сергей Бурдыгин, – но обращений с аварийными заявками, поступивших в Единую дежурно-диспетчерскую службу Салехарда, порядка сорока, они должны исполняться в течение нескольких часов, но затягиваются на двое, трое, пять и более суток. Ситуация с «Аккордом» сегодня такая же, как два года назад с печально известной «Реформой ЖКХ», когда решением комиссии по чрезвычайным ситуациям её пришлось отстранить от управления. Я понимаю, что состояние нашего жилфонда и противоречивое законодательство не позволяют управлять домами безупречно, но такое массовое безобразное отношение к жителям считаю недопустимым. Прошу депутатов, прокуратуру и Контрольно-Счётную палату информацию принять к сведению.
Наталья Федорова, депутат и одновременно руководитель «Аккорда», попросила ответное слово:
– Все проблемы, которые катятся на управляющую компанию, – из-за Салехардэнерго. В компании всё под контролем. Денег у нас достаточно. Мы сегодня минимизируем все затраты и не собираемся перечислять средства за услуги через расчётно-кассовый центр, который берёт по 100 рублей с квадратного метра. У нас затраты значительно меньше. Не собираемся заключать договоры на вывоз ЖБО и ТБО с Салехардремстроем, где эта услуга в четыре раза дороже, чем предлагают наши перевозчики. Контейнерные площадки у нас в идеальном состоянии, мы их делаем самостоятельно.
Что касается Чкалова, 18б, так жильцы пишут не для того, чтобы пожаловаться на УК, а чтобы администрация провела капитальный ремонт сетей канализации, заменила ёмкости. Я со всеми этими вопросами вышла на округ, на Минрегионразвития, я была в Москве, в министерстве, и все вопросы там оставила. Моя совесть чиста, абсолютно вся наша работа идеальна. Или почти идеальна, в сорокаградусный мороз мы успеваем выполнить все заявки, которые к нам поступают в течение дня.
Получается, кто-то не прав в своих доводах, но кто? Разобраться в этом поручено комитету Думы по ЖКХ и транспорту. Выездное заседание было намечено на 27 января.
Почти идеально?
Как управляющая компания успевает выполнить все заявки, администрация города решила проверить в тот же вечер и через двадцать минут после окончания заседания Думы Сергей Бурдыгин и начальник департамента городского хозяйства Сергей Ткачёв были на улице Горького у дома № 26.
– Ответственная за вывоз мусора здесь компания «Аккорд», – сразу акцентирует внимание Сергей Бурдыгин. – Понимаю, что сегодня похолодало, и у всех УК возникли проблемы с вывозом мусора: техника работает только до минус 30. Но этот мусор на площадке и вокруг неё не сегодняшний и даже не позавчерашний. А снег здесь не чистился не один месяц.
Трудно не согласиться с очевидным – перед нами небрежно поставленные контейнеры, не почищенная от снега площадка не позволяет им расположиться ровно. Вокруг мусор крупный и мелкий, о каком-либо порядке говорить язык не поворачивается. Чуть дальше, напротив четвёртого дома, контейнерная площадка в похожем состоянии.
На Маяковского, 35 мы были минувшей осенью уже дважды, когда жильцы жаловались на бездействие компании в отношении огромного зловонного озера. Но и тогда не радовала глаз неухоженная контейнерная площадка с оборванной сеткой и валявшимися пакетами. В пятницу вечером инспекторы увидели прежнюю картину, дополненную даже не разбросанным, а сплошь наваленным мусором. Но, как известно, сколько людей, столько и мнений. Так, жительница соседнего дома довольна компанией, её не смущает ни зловонное озеро, разливавшееся до подъездов, ни мусор вокруг. Ну… кому-то и на свалке жить комфортно.
На самом доме проблема побольнее: с новогодних каникул у жильцов не было возможности пользоваться общим туалетом (другого нет) – где-то в трубах что-то замерзло, и зловоние стоит такое, что…
– Первую заявку в «Аккорд» я сделала 9 января, не хотела беспокоить в праздники, – говорит Линиза Чапарова из квартиры № 25. – Приезжали, отогревали с улицы и уезжали. А туалет как не работал, так и не работает. Я им объясняла, что не в этом проблема, что у нас трубы забиты. Через неделю ещё позвонила – 16 числа, сказали, заявка есть, но работы много, как появится возможность, приедем. Потом письмо написала в Интернет-приёмную губернатора, ситуация уже просто безвыходная.
И вот 24 января заглядываем в туалетное помещение вместе с Линизой Чапаровой и ужасаемся. Сергей Бурдыгин звонит по номеру аварийной службы, который написан на доске объявлений в коридоре. Но попадает почему-то совсем не в «аккордовскую» «аварийку»… Там ему подсказывают нужный номер. Диспетчер «Аккорда», услышав знакомую заявку, тут же сообщает, что по этому адресу машина была, и что туалеты работают. Всем присутствовавшим при разговоре по громкой связи оставалось лишь пожать плечами. Сергей Александрович повторил заявку, пообещали приехать.
Ну, вот как-то так. Почти идеально, как все услышали на заседании.
Спорная обязанность или…
В понедельник 27 января в 16.00 от администрации города отъезжает микроавтобус. Комиссия в составе депутатов и представителей администрации направляется по адресу: Ангальский Мыс, 29.
В муниципальном доме-бараке нас ждут. Почему во дворе и на крыше не чистится снег? Куда идут деньги, которые мы ежемесячно отчисляем на содержание дома? – вопросы, которыми встретили членов комиссии жильцы. Наталья Федорова уверенно заявляет, что чистка снега не прописана в договоре управления, документ у собственника этого дома – администрации города. Депутаты Владимир Полупанов и Софья Алфёрова обещают к 10 февраля полностью разобраться с ситуацией и пригласить жильцов на заседание Городской Думы. В это время Сергей Ткачёв звонит коллеге, просит прочитать, что написано в договоре управления этим домом и узнаёт обратную информацию. В документе есть чистка снега и вывоз как обязанность УК, сообщает он депутатам. Народные избранники хотят лично ознакомиться с документом, и так же досконально разобраться с остальными обращениями граждан, жалующихся на «Аккорд».
Комиссия побывала по многим адресам, откуда поступали обращения в Единую дежурно-диспетчерскую службу. В одной из квартир на Чапаева, 40а мужчина не понимает, за что он регулярно оплачивает немалой суммой услугу, обозначенную в платёжке как «содержание дома». В той же двухэтажке на Маяковского, 52, о которой «ПК» писал в прошлом номере, жильцы сами за свои деньги делают косметический ремонт в подъезде, при этом оплачивая ЖКУ. И, конечно, им, мягко говоря, обидно, что его подпортил случившийся прорыв батареи отопления, как они считают, из-за бездействия «Аккорда».
Улица Горького была началом рейда в пятницу и завершила комиссионную поездку в понедельник. Мусорное безобразие, описанное выше, лишь усугубилось. Именно безобразие, а не просто полные контейнеры, такие, к примеру, как на Арктической, стояли себе ровненько на вычищенной от снега площадке, рядом аккуратно сложен крупный габарит. И низкие температуры не мешают управляющим компаниям обеспечивать порядок в центре города, в то время как на окраинах – творится нечто.
Кто за кого работает?
– Сегодняшняя совместная поездка нацелена на то, чтобы наглядно показать депутатам ситуацию в домах, управляемых компанией «Аккорд», – комментирует Сергей Бурдыгин. – Мы проехали по нескольким адресам, откуда поступали жалобы в администрацию города, в правительство округа. Наталья Дмитриевна говорит о недостатках других различных организаций, Салехардэнерго и администрации города, кого только не обвиняет, но только не себя в том, что её дома содержатся таким образом. А в некоторых случаях просто лжёт, скажем, говоря, что компания не берёт с жильцов деньги за вывоз жидких бытовых отходов при неработающем септике. Мы заходим в квартиру, просим показать квитанции и видим – исправно начисляются платежи за вывоз ЖБО, и люди исправно платят, в то время как по факту отходы не вывозятся, а текут мимо септика под дом.
Отсутствие аварийного обслуживания руководитель «Аккорда» объясняет тем, что такой услуги нет в договорах управления, соответственно, управляющей компанией не предусмотрены на это деньги. Но мы поднимем документы, я уверен, что в договорах все эти услуги прописаны. Компания выходила на конкурс, объявленный администрацией, у «Аккорда» 90 процентов зданий, попавших в управление именно таким путём. Участникам конкурса предлагались условия, которые «Аккордом» не выполняются. Так, во время январских каникул роль аварийной службы компании исполняла Единая дежурно-диспетчерская служба, у которой совершенно иные задачи – пожары, наводнения, то есть чрезвычайные ситуации. Фактически же она занималась организацией устранения аварийных заявок, поступавших от жителей: состыковывала Салехардэнерго, ресурсников, плотников, дворников, специалистов департамента городского хозяйства. Таких заявок за новогодние праздничные дни было более 50 и большинство из них касались «Аккорда». Перед Новым годом в администрации города мы собрали руководителей всех управляющих компаний, говорили с ними о необходимости усилить их аварийно-диспетчерские службы на праздники, и все это сделали, кроме «Аккорда».
Компании растут как грибы
Неужели нет никакой управы на тех, кто не исполняет свои обязательства?
О том, к какому выводу пришли депутаты-участники рейда, исследовав документы, касающиеся управления домами компанией «Аккорд», «ПК» расскажет в одном из следующих номеров.
– Меры воздействия есть, – продолжает Сергей Бурдыгин, – но, к сожалению, законодательство таково, что государство сегодня больше встаёт на защиту предпринимателей, даже нерадивых, нежели в данном случае жителей. Меры есть, но они не быстрые – через обращения в суд, в Государственную жилищную инспекцию. Но вы же слышали, по словам Натальи Дмитриевны, порядка 35 процентов от платежей граждан уходит на содержание аппарата её компании, юристов, которые оспаривают судебные решения. Процесс долгий, тем не менее, мы будем продолжать отстаивать интересы жителей и города. Ещё есть путь – жильцам, владеющим квартирами, выбрать другую управляющую компанию. Администрация как собственник муниципального жилья кроме обращения в суд, в ГЖИ по поводу неисполнения обязательств по договору управления может массово расторгать договоры, но опять же в судебном порядке, и затем снова выставлять на конкурс дома. Проблема в том, что Наталья Дмитриевна параллельно создаёт очередные управляющие организации, по закону она может это делать сколько угодно, чем и занимается. С новыми компаниями она участвует в конкурсах, в собраниях собственников, предлагая дешёвые услуги и золотые горы, и дома опять попадают к ней в управление.