В этом году исполняется 70 лет начала второго основного этапа работ строительства № 501 железной дороги Чум – Салехард – Игарка.
Вскоре после войны на севере Республики Коми и Ямала началось строительство железной дороги в сторону посёлков Новый Порт и Мыс Каменный, где предполагалось разместить порты для базировки Военно-морского флота СССР. Постановлением Совета министров СССР были приняты решения о строительстве трассы за счёт МВД и Севморпути. Затем 22 апреля вышло постановление № 1255-331-сс, которым соответствующие структуры обязали приступить к строительству морского порта в п. Мыс Каменный. По оценке ряда историков, эту дату, видимо, и следует считать днём рождения дороги Чум – Салехард – Игарка. Стройка началась под грифом «Строительство № 502». Однако при ведении работ обнаружился ряд проблем, и в 1948–1949 годах все усилия были перенесены на возведение трассы Чум – Лабытнанги. И уже 5 декабря 1948 года в Лабытнанги пришёл первый поезд.
После ряда серьёзных реформирований проектов стройки постановлением Совета министров СССР № 384-135-сс от 29 января 1949 года строительство порта перенесли в Игарку, что вызвало новое направление железной дороги Чум – Салехард – Игарка.
Январь – февраль
В начале года связисты проводят полномасштабные работы по сооружению проводной телефонно-телеграфной линии связи Москва – Салехард – Игарка – Норильск по территории Ямала и Красноярского края. Линия работала ещё в 70-е годы прошлого века. Эксплуатационно-технический узел связи находился по ул. Мичурина, 4.
На льду Оби, между Салехардом и Лабытнанги, в районе мыса Корчаги, ведут работы по подготовке полотна ледовой переправы, лёд намораживают, укладывая в основание шестиметровые брёвна. Шпалы и рельсы кладут на это основание. Затем проводят испытание переправы дизельными мотовозами «Калужанка» и вагонами с грузом.
Февраль – сентябрь
Сдача зданий под временное жильё в Салехарде в районах Ангальский мыс, Гидропорт, Мостострой и других. Обустройство территории штаба управления Обского исправительного трудового лагеря в районе Комбинат. В Салехард переезжают сотрудники Главного управления строительства № 501, специалисты и вольнонаёмные с семьями со станции Абезь (Республика Коми).
Февраль – март
Организация в Салехарде первого зимнего автобусного маршрута для строителей два раза в день из посёлка Мостострой через Комбинат, по льду Шайтанки и по улицам Карла Маркса, Республики, переулок Спорта, Кирпичная, Ненецкая и Горького в Посёлок № 1 второго отделения на станцию Салехард.
Май – октябрь
Начало работ по подготовке полотна трассы, укладке рельсового пути и строительство железнодорожных мостов на 100-километровом участке от разъезда Корчаги 203 км вдоль правого берега реки Полуй в сторону станции Надым.
Июнь – сентябрь
Приём и разбор плотов со строительным лесом для строительства, заготовленным в лагерных зонах Кондинского района Ханты-Мансийского национального округа, сплавленных буксирами по Иртышу и Оби. Доставка осуждённых, а также гужевого транспорта по Полую на баржах, катерами в лагерные зоны.
Организация в Салехарде сухопутного аэропорта на левом берегу реки Шайтанки для грузовых и пассажирских самолётов Строительства № 501. Он находился за современным Центром детского творчества по Матросова. Сводный отряд авиации, перебазированный в Салехард из Абези, возглавлял гвардии полковник Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов. Пилоты и экипажи самолётов выполняли аэросъёмку местности расположения трассы железной дороги, перевозили людей и грузы.
Июль
Митинг с участием населения, военных строителей, представителей городской и окружной власти в честь открытия железнодорожного вокзала на станции Салехард на 217 км трассы (перекрёсток улиц Республики и Подшибякина) 30 июля, в канун Дня железнодорожника, и прибытия первого паровоза в Салехард, с мыса Корчаги. Рапорт об успехах заполярных строителей отправлен в адрес Тюменского обкома ВКП (б) и в Москву товарищам И.В. Сталину и Л.П. Берии – куратору 501-й стройки.
Сентябрь
Открытие здания семилетней школы – это вторая школа, в 1968 году преобразована в десятилетку, в конце прошлого века снесена, и построено современное здание. С первых дней там работали учителями А.Н. Чуприна и Т.П. Рудковская.
Агроном Б.В. Патрикеев на Зональной станции закончил работы по защите и укреплению боковых откосов железнодорожного полотна пути от выдувания ветрами песков путём посева трав и наложения земляного дёрна.
Декабрь
В Окружном доме ненца состоялась первая партийная конференция Обского ИТЛ. С докладом об итогах работы за 1949 год выступил полковник В.А. Барабанов, руководитель Северного управления Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Об укладке в 1949 году 120 километров рельсового пути от Салехарда до Надыма участники конференции отрапортовали в письме И.В. Сталину.