В Архангельске открыт памятник, посвящённый детям Великой Отечественной войны, которые работали на Победу.
Монумент состоит из нескольких композиций, в основе которых реальные события. «Каждая его деталь определена архивными данными, мы брали справки из архивов, музеев Архангельска, Северодвинска, которые предоставили фактуру», – сказал председатель архангельского регионального отделения Российского военно-исторического общества Сергей Ковалев. Проект памятника создал московский скульптор Денис Стритович.
Мальчик за станком и девочка с волокушей
Центральные фигуры композиции – мальчик-юнга и девочка, которая тащит волокушу с рыбой. В Архангельской области в годы войны работало несколько школ юнг: Северного морского пароходства, Архангельской гидробазы, тралового и технического флота, самая известная располагалась на Соловках. А всего более 40 тысяч подростков Архангельска было направлено в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения – им давали специальности и спасали от голода. Норма выдачи хлеба в войну по карточкам для детей была 400 граммов, в отдельные недели в Архангельске она снижалась вдвое. «В 1941–1942 годы детская смертность в Архангельске была на уровне блокадного Ленинграда», – отметил Ковалев. «Мальчик за станком – это Толя Соколов, выпускники ремесленного училища работали на 402-м заводе в Молотовске (сейчас – Северодвинск), все мальчики были повыше, они стояли на одном ящичке, чтобы достать до станка, а Толя Соколов был самым маленьким, у него была подставка из двух ящичков», – рассказал Ковалев.
Композиция «Девочка с волокушей» основана на истории жительницы Архангельска Валентины Пакулиной. Когда началась война, ей было 12 лет. Зимой 1942 года в городские больницы и детские организации необходимо было доставить рыбу с побережья. Транспорта не было, и к перевозке рыбы привлекли женщин и подростков с санками. «Я, моя старшая сестра и соседка отправились в этот поход, – рассказала на открытии памятника Пакулина, – мы с детскими маленькими саночками шли по бездорожью, снега по колено… Пришли на побережье – там кучи этой рыбы лежали, мы должны были наполнить мешки и привязать их к санкам… Этот мешок рыбы на санках – тяжело, холод, мороз, из глаз лились слезы».
В те же годы на Ямале
Война не обошла стороной и наш регион. Мужчины ушли на фронт, а в тундру и на реку для промысла отправились женщины и подростки. Они работали на Салехардском РКЗ и других предприятиях региона. Детский труд – отдельная страница нашей истории, её всю призвал изучить губернатор Дмитрий Артюхов на недавнем совещании в МВК.
В регионе в годы войны росло число фронтовых комсомольско-молодёжных бригад – состояли они из подростков 13–15 лет. Так, в Салехарде было более ста подростков – стахановцев военного времени. Дети собирали тёплые вещи, перо, пух (олений и птичий) для изготовления вещей, которые отправляли на передовую. Часто и заработанное отправляли на фронт. В те военные годы прославились ученики и студенты салехардских школ и Салехардского зооветеринарного техникума. Так, комсомольско-молодёжной бригаде техникума (бригадир – преподавательница Н.Сарф), сдавшей в фонд Главного командования 37 центнеров рыбы, присвоили звание фронтовой и вручили переходящее Красное знамя! По инициативе учителей и учеников Салехардской средней школы №1 началось движение школьных производственных бригад. Салехардский Горком комсомола рассмотрел 80 заявлений учеников и отобрал 18 человек, так создали школьную рыболовецкую бригаду. В неё вошли Владимир Шахов, Евгений Горелкин, Анна Евсеева, Алексей Речапов, Маргарита Шиляева, Валентин Дзенис, Лидия Рочева, Юрий Прибыльский и другие. Руководили бригадой секретарь партийной организации школы Нина Одинцова, её затем наградят орденом «Знак Почёта», и преподаватель Яков Реймер. Бригада получила звание «Гвардейской», а ребята, ещё подростки, работали на Оби, на промысле Мыс Каменный по 12–14 часов. Юрий Прибыльский в 1944 году ушёл на фронт, затем стал доктором исторических наук.
Заработанные на промысле рыбы и субботниках 202 тысячи рублей школьники передали на строительство авиационной эскадрильи. И таких примеров работы доблестных подростков Ямала немало. А хлеб им давали по карточкам третьей категории, жили впроголодь, рассказывал Прибыльский. Не стоит забывать, что на Ямале в тылу, бок о бок со взрослыми, трудились дети, которые внесли свой вклад в Великую Победу.