В рамках культурно-образовательного проекта «Культура народов Ямала» ученики посещают занятия в виде мастер-классов и экскурсий, организованные в библиотеке, Окружном доме ремёсел, ОЦНК, Культурно-деловом центре и главном музее Ямала.
Эти интересные уроки ребята ждут с нетерпением, а их запланировано в рамках проекта больше тридцати. В прошлом году они прошли для учащихся Обдорской гимназии, в этом году участниками совместного проекта стали пятиклассники третьей школы. Одно из таких занятий сотрудники МКВ имени И.С. Шемановского решили посвятить роли оленя в жизни коренного населения Арктики.
– Рассказывать наглядно о культуре народов Ямала, их промыслах и условиях проживания через музейные экспонаты, подлинные предметы быта, наверное, легче и лучше для усвоения ребёнком, – говорит заведующая отделом музейной педагогики Алёна Блинова.
Начало урока по краеведению в зале музея «Этнические картины», где представлены летний и зимний чумы в натуральном виде, олени, нарты с хореем и тынзяном, национальная одежда ненцев, селькупов и народа ханты и многие другие предметы из их быта, уже полностью охватило внимание детей. Что значит для жителей тундры олень, рассказала специалист музея Юлия Бухарова. Он важен не только для местного населения, ведь не случайно именно это животное на гербе округа занимает центральное место.
Высокую оценку роли оленя для жителей тундры дал пятиклассник Егор Герег:
– Это жизнь для них: тепло, еда, транспорт. Если не будет оленя, как они выживут?!
Для его одноклассника Максима открытием стали названия одежды «малица» и «ягушка», сшитые из шкур оленя. А Полина с подругами долго не отходили от стенда «Погладь зверя», на котором прикреплены кусочки шкур животных, обитающих на Севере. Где ещё без страха и опаски можно погладить не только оленя, но и песца, и даже волка?
Узнали ребята и том, чем кормятся олени, пьют ли морскую воду, как спасают оленихи появившихся на свет в мороз детёнышей, тает ли снег под лежащим оленем. А ещё о том, что главным лакомством для них являются грибы, как для детей конфеты.
– Местные жители, когда разбивают чум, не будут собирать грибы в этом месте. Они оставляют их для пасущихся рядом оленей, – рассказывают специалисты музея.
Сделанные для себя открытия и полученные впечатления каждый из ребят постарается после воплотить в свой индивидуальный проект, что поможет укрепить знания, а также сподвигнет к тому, чтобы знать больше и стать частым посетителем выставок, мастер-классов и встреч в культурных учреждениях города.