Очередную дату своего образования отмечает Ямало-Ненецкий национальный, с 1978 года – автономный округ, созданный в 1930 году для социально-экономического развития территории и сохранения коренных малочисленных народов севера Западной Сибири.
Штрихи далёкой истории
Созданное в Советском Союзе национально-автономное образование прошло большой путь административно-территориального и властного строительства. С царских времён, после присоединения к России Сибири, коренное население Крайнего Севера – ненцы, ханты, селькупы – стали ядром административно-политической структуры края. Уже более 400 лет в интересах этой невеликой группы населения принимают политические решения о путях их развития и месте в системе государственности страны.
После присоединения Сибирского региона начинают его административно-территориальное и национальное устройство. За Уралом ставят города: 1586 год – Тюмень, 1587 – Тобольск, 1593 – Берёзов, 1594 – Сургут, 1595 – Обдорск (Салехард), 1601 – Мангазея, формируют уезды. В среду коренного населения севера Сибири внедряют российскую государственность, а затем, по мере изучения и освоения региона, институты, адаптированные к коренным народам и местным условиям.
Первым документом, определяющим здесь принципы государственности, стало Соборное уложение 1649 года. Оно содержало ряд норм относительно северных подданных и узаконило два момента взаимоотношений Российского государства и коренного населения. Первое – территория их обитания становилась собственностью российского царя, поэтому русским строго запрещалось вступать в сделки относительно земель. Второе – обычаи народов признаны уложением, и зафиксирована возможность их применения.
Пётр I провёл реформы по административно-территориальному делению страны, в итоге образовали восемь, а затем десять губерний. В 1770 году Екатериной II образовано 40 губерний, в состав Тобольской губернии входила территория современного Ямало-Ненецкого округа. При Екатерине II окончательно сформировалась политика в отношении коренных народов Севера. Они рассматривались как подданные государства и равные в своём положении другим податным категориям населения, но требующие к себе специфического или «охранительного» отношения.
В 1822 году принят Устав об управлении инородцами Сибири. Он впервые признал аборигенов Нижнего Приобья коренным населением по праву первоначального заселения; выделил «особость» «кочевых инородцев», их отличие от крестьянского сословия, но равенство ему; различил кочевых и бродячих инородцев, к ним относились остяки и самоеды (ханты и ненцы). В последующем идеи, сформулированные в уставе, оказали влияние на политику советской власти. Документ определил, что структуры гражданских властей по управлению Нижним Приобьем, органы самоуправления его коренных народов находятся в Обдорске. Отсюда до 1865 года велось управление династией хантыйских князей Тайшиных. А после борьбы ненцев за свои права образовано ненецкое управление, и в Обдорске действуют две инородческие управы – хантыйская (остяцкая) и ненецкая (самоедская). Более значимых административных преобразований на севере Западной Сибири до XX века не происходило.
XX век берёт разбег
В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, провозгласившая построение государства нового, советского типа. Установление и развитие советской власти в Западной Сибири привело в итоге к образованию национального (автономного) Ямало-Ненецкого округа. Первый период советского строительства и поиск форм национально-государственного устройства для коренных народов Севера связан и с Гражданской войной, и с созданием СССР – это 1920 годы. Затем эти народы объединили в округа. Завершением дискуссии стал выход 10 декабря 1930 года Постановления ВЦИК СССР «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В нём говорилось, что «президиум всероссийского Центрального исполнительного комитета постановляет: 1. Образовать на территории расселения малых народностей Севера нижеследующие национальные административные объединения… а) в составе Уральской области…Ямальский национальный (Ненецкий) округ (окружной центр село Обдорск)…».
Округа как национально-государственные образования вобрали в себя территории с компактно проживающими народами Севера через выделение по национальному принципу целостных народно-хозяйственных территорий, что обеспечивало им устойчивость. Также вводили новую схему административного устройства: местный совет, район, округ, область или край, так складывалась государственность у малочисленных народов.
Через пять лет после войны, в 1950 году, при подведении итогов двадцатилетия образования округа отмечалось, что малонаселённая окраина страны ушла далеко вперёд, частично ликвидировав многовековое отставание в социальной и производственной сферах жизни коренного населения. Накануне промышленного освоения округа, по всесоюзной переписи населения 1959 года, его население составляло около 62 тысяч человек. Из него коренное – около 21 тысячи человек, в настоящее время около 41 тысячи человек. Кочевой образ жизни вели 10 382 человека, или 2 313 семей.
Конституция СССР 1936 года закрепила представительство национального округа в Совете национальностей ВС СССР. Первым его депутатом стал ненец Николай Няруй, последним – ханты Роман Ругин. Представительство национальных округов закреплялось на всех уровнях власти по нормам ВЦИК РСФСР. Это предоставляло право окружным органам власти «входить во ВЦИК и СНК РСФСР с представлениями об отмене или изменении постановлений ВЦИК и СНК АССР, краевых (областных) исполкомов в случае противоречия постановлений особым условиям национальных округов».
В принятой в 1978 году Конституции РСФСР признано, что национальные округа выполнили свою задачу и преобразованы в автономные, и названы как входящие в состав краёв и областей. Их статус регулировал Закон РСФСР «Об автономных округах» 1980 года. Но отвечающих потребностям дня полномочий территориальным органам власти он не давал.
Со времени Конституции 1937 года, когда впервые говорилось о национальных округах, прошло 40 лет. И многое изменилось в их демографическом и социально-экономическом положении, что фиксировала Конституция 1978 года. Так, на территории Ямало-Ненецкого округа был создан нефтегазодобывающий комплекс (НГК). А получаемые от добычи углеводородов средства обратно в регион для его развития не возвращались. Органы управления округа не имели властных рычагов влияния на НГК в обеспечении социальных и политических интересов населения края. Так, экономические мощности по добыче углеводородов ушли на Крайний Север Западной Сибири, а политические механизмы, их контролирующие, остались на юге, что порождало противоречия на уровнях власти и управления. И со второй половины 70-х годов стал снижаться уровень жизни населения, преимущественно сельских территорий и Салехарда. В городе, например, не имелось капитального жилья, канализации, водопровода, очистных сооружений, большая часть населения жила в бараках или «бамовских» и брусовых домах со сроком службы 25 лет. Везде в регионе росли объёмы ветхого и аварийного жилья, ликвидировать которое не удаётся до сих пор.
Новые горизонты
В 1985 году в СССР началась перестройка, а процессы политического и государственного устройства изменили положение и наполнение статуса автономного округа, роль его органов власти. Осенью 1990 года прошли выборы в Совет народных депутатов. Он 18 октября 1990 года принял решение «О путях повышения экономической и политической самостоятельности Ямало-Ненецкого округа». Это стало возможным благодаря проживанию на территории коренных народов Севера, в чьих интересах образована автономия, что использовали власти Ямала и Югры. На сессии избраны законодательные и исполнительные органы власти. Окружной совет возглавил Лев Баяндин, окружной исполнительный комитет – Геннадий Бурцев.
С 1990 года автономный округ получил право самостоятельного формирования и исполнения бюджета – это стало вторым принципиальным шагом в развитии и наполнении его статуса. Теперь власть самостоятельно решает, в каких целях и как использовать финансовые ресурсы, как взимать налоги с действующего нефтегазового комплекса. Тогда власть сумела часть его финансовых потоков завернуть на нужды региона, и понятие «автономия» стали поддерживать финансовые инструменты. Тогда создают и механизмы управления НГК на землях региона в интересах его населения и экологии.
Ямало-Ненецкий окрисполком преобразован 15 октября 1991 года в администрацию. Указом Президента РФ Бориса Ельцина главой администрации назначен Лев Баяндин. В марте 1992 года Лев Баяндин, председатель Совета народных депутатов Александр Кузин, представитель Президента РФ в автономном округе Сергей Яр, президент ассоциации «Ямал – потомкам!» Хатяко Езынги подписали в Москве федеративный договор. Автономный округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации с полномочиями по созданию властных структур для реализации своих государственных функций, которые закрепили в Конституции РФ 1993 года.
С марта 1992 года соответственно статьям федеративного договора начато формирование структур исполнительной государственной власти, в настоящее время правительства ЯНАО. Первый консолидированный бюджет автономного округа, на 1 февраля1993 года, по доходам составил 41,1 млрд рублей (в ценах того времени), что позволило администрации начать решение многих сложных и запущенных проблем хозяйственной и социальной жизни населения и особенно коренного в сложнейших условиях того времени.
В 2020 году бюджет ЯНАО составит 245 млрд рублей. Его основными доходными статьями остаются налог на прибыль организаций (в первую очередь это НГК), налоги на доходы физических лиц и имущество организаций. Порядка 94 процентов бюджета направят на реализацию государственных программ ЯНАО. Таким образом, за минувшие годы власть сумела, используя статус автономного образования и его инструменты, сохранить и укрепить систему НГК как источника налоговых средств региона и промышленного развития страны, сохранить традиционное хозяйство коренных народов, продолжить реформы по качественному улучшению социальной жизни всего населения края, которая за прошедшие годы качественно изменилась.