Антрополог Елена Лярская и учитель ненецкого языка из посёлка Сеяха Алла Вануйто провели социологический опрос молодых ямальцев о том, какие, по их мнению, ненецкие слова и стоящие за ними реалии важны для понимания жизни в тундре.
Ямдась (кочевать)
Этнографы отмечают, что, с ненецкой точки зрения, кочевая жизнь интереснее оседлой. Если человек вынужден «осесть», потеряв оленей, это расценивается как великая неудача, и он мечтает снова кочевать. Кочевье связано с тем, что олени не могут долго пастись на одном месте – не хватит корма. Кочевье происходит по своим законам и правилам, сложившимся за несколько веков. А его протяжённость может достигать 1500 км.
Ту’’ (костёр, очаг)
Очаг – единственный источник тепла в чуме – на заснеженном пространстве тундры. Очаг всегда располагают в самом центре жилища: летом это открытый костёр, а зимой – железная печка с трубой. К огню ненцы, как и все кочевники, относятся с трепетом – это священное явление. С раннего возраста детей учат почитать и уважать огонь: нельзя переступать через пламя и топтать золу, в огонь нельзя плевать, нельзя ругаться на него, тыкать в него палкой, играть с ним. Кроме того, огонь используют в обряде очищения, разжигают на священных местах, на похоронах и поминках.
Мяд’тер (семья, буквально – то, что содержится в чуме)
В ряде северных районов России коренные жители перешли на производственное кочевание. На Ямале сохранилось кочевание семьями – бытовое кочевание. И в чуме обычно живёт оленевод и его семья. Ненцы удивляются вопросу туристов о важности семьи: с ненецкой точки зрения, если у человека нет семьи, то он не состоялся.
Нярцу (мох сфагнум)
Этот мох сфагнум очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидными свойствами, поэтому в тундре его применяют постоянно и для разных целей. Мох кладут в детскую люльку: в суровом климате Арктики, когда младенец перемещается с родителями по тундре при температуре ниже 40 градусов, сухость в люльке – вопрос не только комфорта, а выживания, так что северным кочевникам пришлось изобрести памперс раньше, чем европейцам. Нярцу используют в медицинских и гигиенических целях. Также мхом можно протирать посуду, а можно насыпать мха в отсыревшую обувь и рукавицы и высушить их как следует. Используют нярцу все, но заготавливать его – женское дело, и часто взрослым помогают дети. Запасти мох за несколько летних дней нужно на год вперёд: жить без него трудно, а взять потом неоткуда.
Навка (по-русски авка – ручной олень)
Ручной олень есть практически в каждой семье. Маленького оленёнка приводят в чум, привязывают, выпаивают молоком, потом рыбьим бульоном, дают ему имя и воспитывают. За оленёнком ухаживают все обитатели чума. Летом, когда оленёнку жарко и его донимают комары, люди собирают ягель ему на корм. С ним выходят гулять, чтобы он развивал силу и ловкость, потому что осенью оленёнка выпустят в большое стадо. Но такой олень, даже когда вырастает, навсегда сохраняет привязанность к своим хозяевам и становится посредником между человеком и стадом: он хорошо знает, где чум, лучше слушается команд хозяина. Из таких оленят часто получаются хорошие ездовые олени. В каждой семье есть истории о том, как навка (по-русски авка) помог вернуть домой отбившуюся часть стада или выручил хозяина, когда других оленей поблизости не было.
Вэнеко (собака)
Собаки – помощники и друзья тундровиков: они помогают управлять стадом и собирать оленей, нужны на охоте, предупреждают об опасности, сопровождают человека во время дальних путешествий. Собак в тундре специально обучают и тренируют для помощи хозяевам. Тундровики высоко ценят своих помощников и даже специально для них готовят горячую еду, чтобы они были в хорошей форме.
Мядонзэй (подарок гостю)
Несмотря на огромные тундровые расстояния, ненцы часто ездят друг к другу в гости. По ненецким обычаям не принято, чтобы гость привозил с собой подарки хозяевам. Напротив, это хозяева должны дарить подарок гостю, который покидает их чум. К выбору подарка подходят основательно: тут важны статусы и гостя, и хозяина. В качестве подарков могут преподнести чай, посуду, платки, пояса, украшения для рукоделия, подвески для шапок и многое другое. Сёстрам, братьям и друзьям могут подарить упряжь, шкуры для шитья меховой одежды. Иногда мужчины дарят дорогим гостям оленя. Когда провожают в обратный путь семью замужней дочери или родственников зятя, подарки бывают особенно ценными: олень (особенно важенка) или другие дорогие вещи, например, ягушка, малица, кисы, нарта и т.п. Считается, что, отпустив гостя из чума с пустыми руками, можно навлечь беду на свою семью.
Нибтăрава (обряд очищения от особого рода сакральной нечистоты)
Проводить нибтăрава могут регулярно (раз в месяц), а могут в отдельных случаях: например, перед посещением священных мест, после посещения кладбища, после возвращения из дальней дороги – иногда после того, как дети вернутся из интерната. Проводят очищение и в том случае, когда, к примеру, женщина случайно переступила через аркан для оленя, оленью упряжь, сетку для ловли рыбы, мужскую или детскую вещь и т.д. Чаще всего именно женщина является источником сакральной нечистоты, которую очищают с помощью нибтăрава, и она же отвечает за проведение обряда.
Нибтăрава состоит из двух частей. Одна – очищение дымом: на металлический лист или на лопатку в чашу кладут тлеющие угольки, добавляют кусочки жира и меха, а затем раздувают. Получается лёгкий ароматный дым, которым хозяйка окуривает и жилище, и тех, кто в нём живет, и предметы, нуждающиеся в очищении. Другая часть очищения – водой с чагой. Её предварительно обжигают в костре, затем крошат и добавляют в чистую воду. Когда смесь отстоится, ею умываются и окропляют жилище. Ненки часто сравнивают регулярные нибтăрава с генеральной уборкой.
Ярколава (ловля арканом)
Ямальские оленеводы устраивают ярколава практически каждый день. Стадо оленей пригоняют к стойбищу, часть сразу попадает в загон, а другая (в том числе много строптивых бычков) вначале остаётся на свободе. Пастухи с собаками образуют вокруг стойбища кольцо и начинают гонять по нему оленей, вылавливая арканами из проносящегося мимо стада тех, кто им нужен. Одна из важных целей этого мероприятия – отловить оленей, которых собираются запрячь в нарты. Кроме того, ярколава нужна для постоянного контакта человека и оленя, в больших ненецких стадах они хотя и домашние, но далеко не ручные. Метание тынзяна на хорей стало одним из национальных видов спорта.
Сава сёнзя нэя! (хорошая душа, буквально – хорошего нутра тебе!)
Часто это пожелание произносят при прощании. Оно означает, что вам желают всего самого хорошего: и хорошего здоровья, и хорошей жизни, и счастливой дороги. Это же выражение теперь используется у ненцев и в качестве тоста.